Уважаемый Магистр! Позволю себе сперва озвучить все мои мысли ( а то из головы велетят
), а после почту за честь с Вами их разобрать!
Отвечу сразу - с Сергеем не имею чести знаться и подсказать ничем не смогу!
3.
Согласно каталогу И.Г. Спасского, самые ранние талеры, на которых присутствуют русские надчеканы "Даты 1655" и "Ездеца", датируются 1525 годом. И таких талеров, отчеканенных в Европе до 1550 года, не единицы, а десятки! А как же они могли попасть на Московский монетный двор в 1655 году? Сам Спасский называет их реликтовыми для середины 17 века. По-сути, это исключительные единичные экземпляры уже для того времени, их в 17 веке почти и не сохранилось, а если и сохранились, то в виде надчеканенных русских ефимков. Но.., каким неимоверным образом эти монеты более чем вековой давности от 1655 года могли оказаться на русском монетном дворе?
Условно допустим, что президент РФ решил провести деноминацию всех монет с помощью нанесения на них нового надченкана "Выборы 2012". Эти монеты вновь оприходывались казной и получали повторное хождение. И тут, вдруг, на рынок выплывают копейки Николая Второго, червонцы Временного правительства, монеты Германской оккупации Украины 1618 года, Первые советские копейки времен НЭПа... Полный абсурд! Алогичность происходящего настолько очевидна, что нет никакой необходимости доказывать невозможность сего действа.
В каталоге Спасского 1988 г. издания из 1749 описанных ефимков 1649-1655 гг. датировано 370 ефимков или 21 %, до 1600 г. 117 ефимков или 6,5 % (по моему подсчету).
Мой вывод :
каждый 5-й известный ефимок датирован 1649-1655 гг., каждый 15-й ефимок из 16 в.
Много-ли или мало "антикварных" ефимков свыше 50 лет в общем собрании, мне кажется, можно судить только на основе данных, а сколько же в среднем лет ходил талер по Европе? изымались ли они массово из обращения при начале правления нового монарха или же ходили пока не стирались? думаю, что сравнение с появлением в современном денежном обращении копеек Николая 2 не будет являться точным ...
4.
Вот ведь странные эти европейцы! Сами стонут, жалуются, но везут талеры в Россию. А иначе русский царь другую монету не принимает. Вот так вот! Только талеры - те самые не весть кем стандартизованные по всей Европе к началу ввоза в Россию. И слитки серебряные больше не принимает! Хотя, казалось бы, любой металлург скажет, что потери при переплавке слитков на новые копейки будут значительно меньшими, чем от переплавки монет. Да и принимать монеты намного хлопотнее, нежели слитки. Там взял пудовый слиточек, проверил и вези на переплавку, а тут каждую монетку надо проверить на чистоту пробы серебра. Представляете какая алогичность? Да и зачем Ивану Грозному эти талеры латинские окаянные? Он ведь европейцев то никогда не жаловал, всё больше православные службы стоял, да латинстов в Ливонии резал. А теперь только талеры и всё тут...
Казалось бы, какая разница в размерах монеты? Ну, эту принимай дешевле, эту подороже. А русский царь кочевряжится : только талеры, только определенных размеров и чистоты.
Европейцы не просто так везут талеры, как дань вассалы сюзерену,
они за талеры покупают русские товары, что в этом удивительного? или Русь была так бедна, что нечего экспортировать? Конечно, европейцы предпочли бы стекляными бусами расплатиться
...
Однако В.М.Потин в "Талеры на территории Русского государства в 16-17 вв." пишет о ВЫГОДНОСТИ РАСЧЕТОВ С РУССКИМИ ТАЛЕРАМИ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКИХ КУПЦОВ:
Цитата
Польский историк Мария Богуцка, исследуя вопрос о прибыли в зарубежной торговле Гданьска в XVII в., составила таблицу эквивалентности польского злотого определенному количеству серебра в граммах за ряд лет в Амстердаме и Гданьске. Приведем часть этой таблицы, представляющую интерес для нашей темы1(см. таблицу 3).
1 (М. Bogucka, "Profits in Gdansk Foreign Trade in the 17th Century", Acta Po-loniae Historica, t. 23, Warszawa, 1971, p. 89.)
М. Богуцка делает резонный вывод, что в большинстве случаев цена серебра в странах Балтики была выше, чем в Западной Европе, примерно на 9,7%. Голландским купцам было выгодно расплачиваться за польские товары серебром или монетой, так как они получали таким образом дополнительную прибыль в указанном выше размере1. Из таблицы об эквиваленте талера в граммах серебра в России и за рубежом в XVI-XVII вв., составленной нами, также можно сделать заключение о более высокой цене серебра (талеров) в России по сравнению с ценами в других европейских странах. Если мы возьмем для сопоставления с ценой талера в Германии в 1588 г. наиболее близкие по времени данные для России - цену 1576 г., то получим соотношение 16,84:20,47, т. е. в России талер стоил дороже минимум на 21,5%. При подсчете была взята наименьшая стоимость талера для России (и соответственно минимальный эквивалент серебра, хотя более высокий равнялся 21,40). Около 1610 г., по данным "Торговой книги", талер стоил в Москве примерно на 9% дороже, чем в Нарве. В 1615 г. талер в России, если не считать Кольского полуострова с его особыми условиями, должен был стоить 50 копеек (24 г серебра). По утверждению Густава Адольфа, талеры в Восточной Прибалтике и Польше можно было закупать по 42 копейки (20,16 г серебра), и, следовательно, прибыль от продажи талеров здесь составляла примерно 19%. Естественно поэтому стремление Густава Адольфа провести в жизнь операцию по закупке талеров и перечеканке их в русскую монету. Разница в цене талера в Москве и Лондоне в 1621 г. составляла примерно 8,5%), а в Москве и Нарве в 1674 г.- 7,6%. Этим вполне объясняется стремление иностранных купцов к ввозу талеров в Россию.
По размерам и пробе, я думаю, вполне естественно, что брали однотипную монету, разве это не проще, чем потом выбирать-разбирать из всего европейского разнообразия талеров.
Почему же талеры, а не слитки серебра, раз все равно пойдут на переплавку?
Вот что у В.М.Потина :
Цитата
Перейдем теперь к вопросу об экономической выгодности перечеканки талеров в русскую монету, предварительно отметив, что использование талеров в качестве сырья на монетных дворах вовсе не было только русским явлением. Выше уже говорилось об использовании испано-американских "реалов" (песо) как сырья в богатом серебряными рудниками Тироле1. Герцог Ульрих Мекленбургский был автором специального протеста, составленного в 1571 г., против вывоза талеров из Нижней Саксонии в Россию, Ливонию, Польшу, Пруссию, Данию, Нидерланды, где они бросаются в тигель, чтобы изготовить мелкую местную монету2. В 1607 г. в одном из источников встречается упрек венским и пражским купцам, вывозящим хорошую монету в Польшу для перечеканки3. В 1604 и 1617 гг. раздаются жалобы о вывозе из Германии талеров в Англию и Швецию4. В середине XVII в. в Ливонии известны попытки запрещения переплавки талеров для чеканки мелкой монеты, которые оказались безуспешными. Ограничения коснулись лишь шведских талеров5. Использование талеров для чеканки шиллингов приносило доход от 8 до 10%6. В Бранденбурге в середине XVII в. значительно труднее было купить серебро для чеканки в Гамбурге, чем прибегнуть к переплавке талеров7. Плавили талеры для этой же цели в Саксонии и Брауншвейге. Этим занимался и сам император8. Прибыль от чеканки при использовании талеров оценивалась примерно в 15%9. В основном на переплавку шли немецкие рейхсталеры и нидерландские талеры. В конце XVII в. это были более высокопробные старые талеры10. Переплавлялись десятки тысяч монет11.
Выгодно ли было чеканить из талеров русские деньги? Как, например, подсчитал И. Г. Спасский, при чеканке русских денег по трехрублевой стопе из талера, принимавшегося за 36 копеек, чеканилось монет на 42 копейки2. Таким образом, чеканка денег приносила не менее 8,5% дохода. Однако мы уже знаем, что купцы должны были отдавать в казну ефимки значительно ниже указной цены, что приводило к росту прибыли. В конечном итоге такие денежные операции проводились за счет крестьянского и ремесленного населения России. После 1649 г., когда прекратилась очистка талерового серебра, из каждого талера получали 64 копейки3. Указная цена, по которой в это время принимались талеры, оставалась 50 копеек. В то же время, как мы знаем, некоторые русские купцы, получившие ссуды или определенные льготы от царя, должны были поставлять царю ефимки даже по 40 копеек. В таких случаях царь, получая из каждого талера, стоившего ему 40 копеек, 64 копейки, имел до 60% прибыли, если не считать расходов, связанных с чеканкой.
Кроме того, очевидно, что ограничивался экспорт необработанного серебра :
Цитата
Регулировать торговлю серебром пытались, можно сказать, все правители всех государств XVI-XVII вв.Сошлюсь только на запрещения покупки серебра из основной страны-поставщика этого металла для России того времени, из Германии2. Еще в 1551 г. рейхстаг в Аугсбурге грозил конфискацией всего имущества за вывоз или продажу серебра за пределы империи3. В 1571, 1573 гг. строго запрещался вывоз как монеты, так и необработанного серебра4. Ювелирам запрещалась торговля серебром и покупка благородных металлов сверх потребности (1604, 1620, 1622 гг. и т. д.)5.
Тем не менее большое количество талеров использовалось и во внутреннем денежном обращении Руси, позволю привести вывод Потина :
Цитата
Рассмотренные источники позволяют утверждать, что талер и его разновидности были хорошо известны достаточно широким кругам русского населения. Талеры, кроме "официального" участия в русском денежном обращении в 1654-1659 гг., вопреки правительственным постановлениям, вовлекались в экономическую жизнь страны, особенно с конца XVI - начала XVII в. В XVI в., как это подтверждают рассмотренные нами иностранные словари, еще весьма существенную роль играет золото. Хотя активная роль талера начинает проявляться несколько позже, чем в Западной Европе, основные закономерности и в этом случае очень близки. По мнению В. Спунера, золото еще господствует в Западной Европе до середины XVI в1. Участие талеровой монеты в экономической жизни Русского государства, а частично и в его денежном обращении, было одним из условий и основ денежных реформ правления Алексея Михайловича и Петра I.
Мой вывод -
утверждение, что европейцы везли московитам последние кровные талеры преждевременно, им было выгодно платить за русские товары талерами, а правительству было выгодно получать эти талеры, а не слитки серебра для дальнейшей переплавки, населению же также было выгодно и удобно получать в уплату от иностранцев талеры для дальнейшего использования во внутреннем обороте
Сообщение отредактировал Аркан: 04 июля 2013 - 15:45