Александр Кас сказал:
Главное в нашем Клубе, это научно и обоснованно разобраться в нашей Истории и построить более правдивую картину прошлого.
Александр Кас сказал:
А вот мы и проверим в этой Теме ...
И пользоваться мы будем не карамзинско-соловьевскими опусами, а сведениями очевидцев, современников тех событий.
Saxs сказал:
В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.
Вдохновляемый поиском истины (и использованием моих цитат в деятельности Клуба) примусь и я за анализ бесценных сообщений объективных и беспристрастных очевидцев, тем паче, что Магистр их активно использует в прославлении великой Империи православных императоров ...
Начну, само собой разумеется, с ефимков с признаками ... Приглашается стольник царя Алексея, Григорий Котошихин ( А.И.Маркевич "Григорий Карпович Котошихин и его сочинение о Московском государстве в половине 17 в." Одесса, 1895 г. с.114-118):
Цитата
Да в том же Приказе ведом Денежный двор; а в нем сидит, для досмотру денежного дела, дворянин да диак. А делают денги серебряные мелкие: копейки, на одной стороне царь на коне, а на другой стороне подпись: «царь и великий князь» имя царское и титла самая короткая; денги, половина копеек, на одной стороне человек на коне с саблею, на другой подпись царская такая ж что и на копейках; полушки, четвертая доля копеек, [110] денег половина, на одной стороне голубь, а на другой написано: «царь» из ефимочного серебра, ежегодь. А привозят ефимки и серебро, прутовое и тянутое, к Архангелскому городу, из Галанской земли, и из Венецыи, и из Любка, и из Амбурка; а покупают они на те ефимки всякие товары ис царские казны, или серебро ж меняют на всякие товары, а берут те ефимки у них за товары, и серебро против ефимков по четыре гривны и по 14 алтын ефимок, а товары царские ставят дорогою ценою, и ис тех ефимков, или ис серебра, в серебряных денгах царю бывает прибыль великая, потому что ефимки и серебро приходит дешевою ценою, а в деле Московских денег выходит из ефимка по двадцати по одному алтыну по две денги, и от всякого ефимка по двадцати по одному алтыну по две денги, и от всякого ефимка прибыли царю по 7 алтын по 2 денги и по осми алтын; также и пошлину у Архангелского города и в-ыных порубежных городех емлют с чюжеземцов ефимками ж, по такой же малой14 цене. А денежных мастеров для того дела берут из волных и ис торговых людей, кто похочет, с поруками и за верою и крестным целованием, что им будучи у царского дела не воровать серебра, и денег не красть, и в серебро меди и олова и иного ничего не примешивать, и в домех своих воровских денег не делати никаких, и чеканов не красть и воровски под чеканы не подрезыватися. А будет тех денежных мастеров, чеканщиков, подметчиков, резалшиков, тянулшиков, отжигалщиков, с 200 человек. А как они для денежного дела ходят на двор, или з двора, и их осматривают донага, чтоб они не приносили меди и олова и мвинцу, или з двора чего не снесли. А будет сыщется, что они делали на царском дворе, или у себя в домех воровством денги, или под чеканы подделывались и те воровские чеканы продавали на сторону иным людем, и таким, по сыску, бывают пытки, многажды ли воровали, и кому что продавали, и с кем о том сопча умышляли: и на кого с пыток скажут, и тех всех потомуж сыскав и пытав накрепко, будет винятся, чинят наказание, заливают оловом горло, а иным, [111] смотря по вине, отсекают руки, и отрезывают уши, и бьют кнутьем, и отнимаются домы и животы, и ссылаются в сылку в Сибирь.
...
Да в прошлых годех, как учинилося у Московского царя с Полским Яном Казимиром королем недружба и война, а потом и с королевским величеством Свейским: и за продолжением Полские войны, и для пополнения казны, и для поспешения ратным людем на жалованье, деланы денги, рублевики серебряные величиною против Дюбского, четверти рублевые весом 5 алтын 2 денги, на ефимках Любских кладены печати царские, и отдаваны те ефимки ис царские казны по полной цене, по 21 алтыну по 2 денги, а не против того, как иманы в царскую казну, и как преж сего хаживали в рядех; и в царскую казну назад и в рядех, за всякие товары, имали те ефимки и рублевики и четверти по установленой цене; а кому лучилося платить в царскую казну денги ефимками ж Любскими, а царских печатей на тех ефимках не было, и у них те ефимки имали по 4 гривны.
Далее Григорий Карпович пишет о делании медных денег и как через то царя-батюшку, православного хана-тирана всякие скверные людишки хватали за платье и пуговицы, вопрошая "чему де верить", а царь-батюшка как за пуговицы его хватать перестали повелел слугам своим верным "бити и рубити" холопов, но то есть другая история ...
Итак, Григорий Карпович пишет :
1) делаются в Москве мелкие деньги - копейки да денги да полушки.
2) делаются сии монеты из ефимков, а от сего барыш есть казне.
3) во время войны с величествами Полским да Свейским для нужд военных и для пополнения казны деланы были с талеров рубли да на таеры кладены печати царские, повышавшие их номинал.
Что и говорить - бесценное свидетельство современника-очевидца, но оно, увы, не ко двору ...
Сообщение отредактировал Аркан: 27 июля 2013 - 10:50