Уважаемый Александр, коллеги, здравствуйте!
"
Вы не поверили профессору Лопатину, тогда послушайте разговор Вашего Второго секретаря с Машитовым!" (с)
После трудов праведных родилась у меня такая пьеска! Не судите строго.
Февраль 1959 г. Свердловск. Ул. Малышева, 2а. Прокуратура Свердловской области.
- Да, слушаю! - сняв трубку телефона начальственно ответил Советник юстиции III класса Прокурор Свердловской области Николай Иванович Клинов.
- Николай Иванович, к Вам прокурор-криминалист Иванов из Следственного отдела! - быстро защебетала секретарша поставленным голосом.
- Проси! - отваливаясь на спинку кресла ответил Клинов и положил трубку телефона на рычаг.
В дверь кабинета вкрадчиво постучали.
- Да, входите! - "повелел" Клинов.
- Вызывали, Николай Иванович?! - аккуратно спросил маленький, щупленький человек в мешковатом чёрном костюме прокурора с петлицами младшего советника юстиции и лицом школьного учителя. Круглые очки в роговой оправе делали этот образ простоватым, наивным и даже дурашливым. Это была очень удобная "скорлупа" для её умного, прозорливого и хитрого владельца.
- Аааа, Лев Никитич, заходите-заходите! Вызывал! - повелительным тоном сказал Клинов, - присаживайтесь!
- Лев Никитич, не буду ходить вокруг, да около, - начал Прокурор области Клинов, - наверное слышали, что в горах пропали наши свердловские туристы-лыжники?
- Да, из Политеха они, по-моему! - хитро заметил Иванов.
- Ну, большинство туристов оттуда! - уточнил Клинов, - не суть!
- Хотим поручить Вам, Лев Никитич, расследование! - продолжил Николай Иванович.
- Так ребята из Следственного говорили, что Дело об их пропаже уже открыто 12-го! - раскрыл карты хитрый прокурор-криминалист, придавая разговору нужный вектор и динамизм.
- Ну, это, да! Это, да! - дежурно процедил Клинов.
- Сестра, там, одного пропавшего, что ли, хай подняла! - добавил Иванов, окончательно давая понять, что в курсе, - вот и открыли Дело!
- М-да! Информация, как я вижу, у нас поставлена на поток! - неприятно для себя констатировал Клинов.
- Ну так!.. - разведя ладони в стороны, ответил Иванов.
- А ещё, кто также как Вы проинформирован?! - уточнил Клинов, утирая платком взмокший лоб.
- Почти весь Следственный отдел! - с ноткой ехидства в голосе подстраховался Лев Никитич.
- М-да! - повторил Клинов.
- А туристов нашли? - хитро поинтересовался Иванов.
- Что? - с некоторым испугом в голосе спросил Клинов.
- Туристов-то этих, потерявшихся нашли, Николай Иванович?! - повторил Иванов.
Клинов встал изо стола, прошёлся взад-вперёд по кабинету, выпил воды, сел за стол.
- Лев Никитич, - сказал Клинов, и внутри него ощущалась какая-то борьба, - да! Ребят нашли! Ребят нашли... Погибли они, Лев Никитич!
- О, как! А что же случилось? - удивился Иванов.
- Понимаете, Лев Никитич, какая штука! Ребята зашли в зону испытательного пролёта ракетной техники, а изделие упало. Они его сфотографировали, "сувениры" взяли на память, а это же гостайна! В общем, через сутки-двое они были выявлены группой авиаразведки. Доложили в Комитет, сами понимаете какой. Те дали указание задержать. А туристы-то, дурачки, взяли, да и оказали сопротивление лагерному ВОХРу, что за ними послали. Короче, они были обречены! Понимаете! - рассказал Клинов.
- Ну, и ну! - подытожил Иванов.
- Тут ещё штука такая! Прыть в расследовании проявил ивдельский прокурор Темпалов, чтоб его! - продолжил Клинов.
- Кто-кто?! - иронично отозвался Лев Никитич, - чтоб Темпалов сам Дело возбудил? Я Вас умоляю... У него ж отказники сплошняком идут! - рассказал Иванов.
- Ну, этот ивдельский супчик не сам! - ответил Клинов, - "звон" от нас до самой Москвы докатился. ЦК, КГБ, Прокуратуру РСФСР на уши поставили. Хрущёв там, говорят, орал, кулаками стучал... Короче, к нам инкогнито прислали самого Уракова, слышали, наверное, такую фамилию, и вот под началом Уракова этот Темпалов там и шурудил.
- Верх нарушения субординации! - заискивающе отозвался Иванов.
- Да, формально-то всё гладко, он же зампрокурора РСФСР, фигура! Хотя и непорядочно! - подытожил Клинов.
- Да, непорядочно! - "в масть" подпел Иванов.
- Да, уж! - из подлобья отозвался Клинов.
- А как узнали? - уточнил Иванов.
- То отдееееельная "песня"! - процедил прокурор Клинов, - ивдельский следак Володя Коротаев, может помните такого, у нас стажировался, почуял неладное и Евгению Фёдоровичу позвонил. Окишев, молодец, сразу мне доложил. Я как узнал, у меня аж жо... спина взмокла. Я в машину и в Обком.
- Завертелось! - оценил ситуацию Иванов.
- Да. Не нужно и говорить, что Андрей Палыч был вне себя! Он так орал, так орал, графин об пол трахнул. Шутка ли, такая хрень у Кириленко под носом творится, туристов кокают, и не простых туристов, а детей партработников. Ураковы всякие по области разъезжают, а он не в курсе. Ну, конечно, Ермаш с Ештокиным прилетели. Стали думать как быть. В общем, экстренно вызвали в Обком журналиста, там одного, Юру Ярового, и забросили авиацией его на помощь Коротаеву. Шустрый малый, оказался, он много чего интересного Андрею Павловичу оттуда привёз! - поведал тайны полишинеля Николай Иванович.
- Однако! - добавил Иванов.
- Лев Никитич, - продолжил Клинов, - я так всё Вам подробно изложил, как своему помощнику, чтобы Вы помогли Партии, Обкому и включились в это Дело! Вы ж коммунист! Туристы, хочешь - не хочешь, сами подлезли под нехорошую статью и госизмену. Ребятам, конечно, не поможешь, но чтобы не полоскали по Свердловску и области недобрыми словами их имена, чтобы безутешных родителей комсомольцы-активисты не гнобили, Андрей Палыч очень просил провести это Дело как несчастный случай. Ну, Вы понимаете?
- Я соображаю, о чём Вы говорите! - свернул стёклами очков Лев Иванов, внешне на льва совсем непохожий.
- Ну, вот и славно! - улыбнулся и немного расслабился Клинов, - Вы всегда были понимающим мальчиком!
- С полуслова! - нагло добавил Иванов, глянув с прищуром сквозь окуляры.
- Далеко пойдёт этот малый! - пронеслось в голове у Клинова.
- Ну, и славно! - радостно потирая руки сказал Прокурор области, - сделаете всё как надо, Андрей Палыч, а уж тем более я отблагодарим, я Вам ручаюсь.
- А как надо? - по-лакейски осведомился хитрый Никитич.
- А так! Зима. Поход. Горы. Лютый холод. Не рассчитали силы и замёрзли! Просто и естественно! Можно даже патетики добавить: геройски боролись за жизнь! - подытожил Клинов, - это устраивает всех: и Москву, и республиканскую прокуратуру, и, главное, самого Андрея Павловича.
- Я всё понял, Николай Иванович! Только вот... - засомневался Иванов.
- Что? - удивился в ответ Клинов.
- Судмедэкспертиза! Без неё обойдёмся? В УПК такая лазейка есть! - хитро отозвался Иванов.
- Хитрый, чёрт! - промелькнуло в голове у Клинова.
- Нет! Ни в коем случае! - отозвался в голос Николай Иванович, - судмедэкспертиза должна быть обязательно!
- А как же тогда? - удивился Иванов, - хорошо, если данные о смерти от замерзания совпадут с нашим лейб-мотивовом! А если нет? Профессор Устинов и его архаровцы нам всё завялят! Я его знаю! Как упрётся рогом!
- Дело в том, что Андрей Павлович, очень просил, ну, Вы понимаете, собирать материалы в две папки: одну официальную - по замерзанию, вторую для него, где всё как есть. Он очень просил! - ответил Клинов.
- Я всё понял! - мгновенно отозвался Иванов.
- А Порфирия из судмедэкспертизы будем раскачивать через Обком! - самим нам его не одолеть, он твёрдый орешек! - продолжил Клинов, - я переговорю с Кириленко и Ештокиным.
- В общем, Лев Никитич, включайтесь в это Дело, пока на правах прокурора-криминалиста, "наставника" так сказать! Поезжайте на место обнаружения туристов, в горы! Посмотрите на месте, что и как! Там комитетчики вместе с геологами Сульмана всё приготовили, Темпалов повторно их обнаружит, но как в первый раз. Тела, палатку и всё такое. Пусть отрабатывает свои грешки перед Облпрокуратурой, болван. И чем больше он там напортачит, тем лучше... для нас! Но Вы смотрите там, чтобы всё было по канве Дела! - закончил свой монолог Клинов.
- Я всё понял, Николай Иванович! - переходя на официальный тон отрапортовал Иванов.
- Лев Никитич, очень прошу Вас держать меня в курсе и связываться ежедневно! А то мне Кириленко каждый день докладывать надо, что и как! - попросил Клинов.
- Всё будет в точности исполнено! - отчеканил прокурор-криминалист.
- Далеко пойдёт! Далеко! - повторно пронеслось в голове Клинова.
- Лев Никитич, не волнуйтесь! Вы будете не один работать по этому Делу! - видя прыть прокуратура-криминалиста раскрыл свои карты Клинов, - Андрей Палыч, учитывая всю щекотливость ситуации, просил и меня лично включиться. Так, что придётся вспомнить молодость, работу следака.
- Я всё понял! Спасибо! - ответил Иванов.
- Ну, вот и славно! В добрый путь! Обмундирование получите в хозотделе, я им позвонил, там ждут Вас! - резюмировал Клинов.
--
С уважением, Андрумед.
Сообщение отредактировал Andrumed: 19 июля 2019 - 23:23