ссылка
После взятия Константинополя Мехмед II приступил к ликвидации последних осколков Византии.
В 1458 году он обрушился на Пелопоннес, где оставался оплот династии Палеологов – деспотат Морея.
Деспот Фома, брат последнего императора Константина XII, с семьей бежал в Италию. Его малолетняя
дочь Зоя получила в Риме имя София и воспитывалась в католическом духе. Через нее при папском дворе впоследствии надеялись усилить латинское влияние на православную Москву.
В 1461 году Мехмед II Фатих ликвидировал Трапезундскую империю.
В 1475 году наступил черед христианского Крыма. 6 июня, на шестой день осады, капитулировала Кафа. По свидетельству очевидцев при вступлении турок в город были «изрублены на куски большинство итальянцев» и «почетных горожан». Досталось и иноземным купцам, в том числе и московским. По свидетельству летописи, «гостей московских многих побиша, а иных поймаша, а иных пограбив, на окуп даваша». Тысячи пленников были отправлены на невольничьи рынки.
Вслед за Кафой пришел черед других итальянских колоний в Крыму и княжества Феодоро. Цитадель на Мангупе пала в декабре 1475 года после шести месяцев осады и многократных штурмов. ...
Таким образом, все территории бывшей Византии, за исключением нескольких островов и прибрежных крепостей, удерживаемых латинянами, перешли под власть турок-османов. После завоевания ими Египта в 1517 году весь Православный мир, за исключением Руси, более чем на четыре столетия оказался в составе огромного исламского государства – Османской империи.
Православная церковь под властью турок-османов
Султан Мехмет считал себя наследником римских императоров. Подобно им он считал себя покровителем всех своих подданных. ...
Султан хорошо знал о тех сложностях, которые были вызваны попытками насильно склонить Православную Церковь к унии с Римом. Вскоре после захвата Константинополя он узнал, что патриарший трон греки считали вакантным,
приравнивая бегство Григория Маммы к отречению. Наведя справки,
Мехмед II принял решение о том, что патриархом Константинопольским должен стать Геннадий Схоларий, пользовавшийся всеобщим уважением и авторитетом.
Все уцелевшие епископы были собраны на заседание Синода, который по представлению султана избрал патриарх Геннадия II Схолария (1454-1459).
Хиротония и интронизация состоялись 6 января 1454 года по прежнему византийскому образцу. Патриарх был принят султанов и получил из его рук облачение, посох и наперсный крест. Формула возведения в должность, произнесенная султаном звучала так: «Будь патриархом, и да сопутствует тебе удача. Будь уверен в нашей дружбе и пользуйся всеми теми привилегиями, которые имели патриархи до тебя». Резиденцией патриарха стал храм святых Апостолов.
Правила, определявшие жизнь православных, были выработаны при личной встрече Мехмеда II и Геннадия Схолария. Новый патриарх и его преемники получили личную неприкосновенность, освобождение от всех налогов, полную гарантию сохранения кафедры и свободу передвижения. Новым, по сравнению с византийским периодом, было то, что патриарх получал гражданскую власть над всеми христианами Османской империи.
Согласно мусульманскому праву, все христиане составляли один народ, по-турецки миллет. Им дозволялось сохранять частичное самоуправление во внутренних делах. Патриарх являлся «главой народа» ( миллет-баши или этнарх) и нес ответственность перед султаном за всех христиан.
При этом юрисдикция главы Константинопольской церкви распространялась православных, принадлежащих к иным восточным патриархатам, а также на инославных христиан, проживавших в Османской империи.
Все восточные епископы отныне называли Константинопольского патриарха «своим правителем, своим императором и патриархом». Светскую власть над христианами символизировали знаки достоинства византийских императоров, переданные Константинопольскому патриарху: митра в форме имперской короны, орлецы, саккос, дикирий и трикирий.
Патриарх получил право на судебную власть над всеми христианами. Церковным судам подлежали все дела православных, имеющие отношение к религии, включая брак и развод, завещание и опеку над малолетними детьми. Всеми другими гражданскими делами православных занимались учрежденные патриархом светские суды. Только дела уголовные, а также касающиеся и мусульман, передавались в турецкие суды. Церковь собирала с христиан собственные налоги, которые шли на ее нужды.
Духовенство освобождалось от уплаты подати, но могло делать вклады, которые номинально считались добровольными.
Договоренности между султаном и патриархом включали и ограничения, налагаемые на христиан. Только представителям духовенства разрешалось отращивать бороду. Христиане должны были ходить в особой одежде, они не имели права ездить на лошадях (за исключением патриарха) и носить оружие. Их храмы снаружи не должны были выглядеть как культовые здания. Колокольный звон запрещался.
Каждая христианская семья по первому требованию властей отдавала представителям султана одного из своих сыновей. Мальчиков воспитывали в специальных школах, где их превращали в фанатичных мусульман. Когда они вырастали, то становились личной гвардией султана – янычарами, элитой турецкой армии.