Так как по "правилам моего Клуба" в этой Теме обсуждается Статья Автора, то и обсуждать надо Цитаты из Статьи. Тем не менее, Сергей, из большого уважения к Вам, я сам приведу Цитаты по Вашему запросу.
По Динариям:
По анализам археологических находок, число кладов с европейскими денариями на Руси просто огромное: «Таким образом, в настоящее время можно говорить о 57-58 тыс. немецких денариев в древнерусских кладах… Фризские денарии имеют важнейшее значение среди германских денариев древнерусских находок. Ни в одной из европейских стран они не встречаются так часто и в таком количестве... Наиболее ранний голландский чекан графа Флоренция I стал известен только благодаря русским находкам… Среди кладов северо-запада – такие большие клады, Вихмязский (Южное Приладожье), найденный в 1934 г. и насчитывающий около 13,5 тыс. монет, среди которых денарии Германии, Англии, Франции, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, Чехии, Венгрии» (19. В.М. Потин. Монеты, клады, коллекции. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 1992.). Вся Европа! Согласно исследованиям видного археолога В.М. Потина из 200 тыс. найденных немецких денариев не мене 58 тыс. обнаружено на территории Древней Руси!
Рис.№1. Карта английских монетных дворов, денарии с которых наиболее часто встречаются в русских кладах. (В.М. Потин. Монеты, клады, коллекции. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 1992.)
Такая же участь постигла и английские денарии - на Руси обнаруживаются денарии с большинства средневековых английских монетных дворов, которые чеканились задолго до открытия англичанами России в 1553 и налаживания торговых отношений! Откуда же взялись на Руси английские денарии в таком немыслимом количестве?
Особенно интересна история чекана литовских денариев. Это первые подобные монеты с надписью. Вот только надпись на них была русская «ПЕЧАТЬ» и чеканиться они начали в 1492 году.
....
"Не приходится удивляться тому, что некоторые русские авторы первой половины XIX в. еще могли за частыми упоминаниями в русских и иностранных источниках XVI-XVII вв. о талерах в России усматривать существование некоего "общего рынка" европейского талерного обращения, включавшего и Россию. Но к началу XX в. имелся уже настолько богатый фонд источников, дававший представление о специфике этих монет в России, что опубликованная вслед за известным трудом И. И. Кауфмана статья московского нумизмата-любителя Ф. Гейтца*, представлявшего себе Россию XVI-XVII вв. какими-то задворками европейского обращения, оставалась курьезом" (И.Г. Спасский. «Русские ефимки. Исследование и каталог», Новосибирск: Наука, 1988 - с.334).
...
Продолжим изучать появление талеров-ефимков на Руси по книге И.Г. Спасского: "Со второй четверти XVI в. этот поток вливавшегося в страну серебра уже составили красивые и тяжелые, больше похожие на медали, чем на монеты, талеры бесчисленных монетных дворов почти всей Западной Европы. ... Талеры надолго стали основным сырьем для русских монетных дворов, находившихся в Москве, Новгороде и Пскове, а после 1627 г. только в Москве. Там из расплющенных "чурок" - маленьких обрезков серебряной проволоки - выделывались миллионы копеек, основного номинала очень бедной монетной системы, сложившейся в первой трети XVI в. Начавшись с веса в 68 мг, серебряная копейка в конце XVII в. дошла до 28 мг и в 1718 г. была упразднена реформатором - Петром I, ненавидевшим ее как символ экономической и технической отсталости России" (там же). Опять отсталая Русь, которая до Петра так и не сообразила, как чеканить крупную монету. Талеры шли нескончаемым потоком, но не сделать аналог, ни надчеканить эти монеты никто жо Петра не додумался. Так на Руси более века и переплавляли талеры в чурки-проволоку-копейки, по причине "экономической и технической" отсталости. Но, это только на бумаге легко! Сделать чурки для миллионов копеек. А по факту, при получении чурок надо талеры переплавить, потом раскатать в многокилометровую проволоку и монотонно нарезать миллионы копеек. не просто нарезать, а точно по монетной стопе, иначе все монетки разными будут, а потом еще нанести на эти чурочки штемпель. Миллионами... Но даже миллионы - это очень заниженный порядок. Если, как мы указывали выше, только патриарху Иерусалимскому русский царь в подарок отписал 10 000 000 копеек (в документе 100 000 рублей), то порядок общего производства копеек должен исчисляться миллиардами! Вот где казус то!
...
"Например, в известном кладе Киево-Печерской лавры (1898 г.) на более чем 9 тысяч талеров приходится около 250 штук клейменых ефимков. Если принять во внимание, что надчеканка ефимков производилась так недолго, то процентное отношение их к общей массе монет клада приходится признать очень высоким" (4).
...
Откроем уникальную, выдающуюся Книгу под Редакцией В.М. Потина "Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Сборник статей", Государственный ордена Ленина Эрмитаж, печатается по решению Ученого совета Государственного ордена Ленина Эрмитажа, Издательство "Аврора", Ленинград, 1977 (далее сноска: 7):
"Ни старые исследователи русского денежного обращения, ни современные нумизматы не останавливались на важном во всех отношениях вопросе датировки начала поступления талеров на территорию Русского государства. Для С. И. Шодуара древнейшим документом о ефимках в России являлась таможенная грамота 1571 г.1 Н. П. Бауер считал, что со второй половины XVI в. русское правительство из ефимков создает источник серебра для собственной чеканки 2. И. Г. Спасский не останавливается на интересующем нас вопросе, подчеркивая значение талера для России XVI-XVII вв.3 Заведомо неточно в смысле датировки было, конечно, утверждение Ф. Ф. Гейтца, что "среди обращавшихся в России с XV по XIX ст. иностранных монет, первое место по своему значению и влиянию на русское монетное дело, занимают ефимки"4.
1 (Шодуар С. Обозрение русских денег и иностранных монет, употреблявшихся России с древних времен, ч. 1. Спб., 1837, с. 83.)
2 (N. Bauer, Jefimok, in WOrterbuch der Miinzkunde, hrsg. von F. Schrotter, Berlin - Leipzig, 1930, S. 280.)
3 (Спасский И. Г. Указ. соч., с. 106-107; Спасский И. Г. Денежное обращение в Московском государстве с 1533 по 1617 г.-МИА, М., 1954, № 44, с. 221 - 230; Спасский И. Г. Талеры в русском денежном обращении 1654-1659 гг. Л., 1960, с. 3.)
4 (Гейтц Ф. Ф. Ефимки.- НС, М., 1913, т. 2, с. 178.)"
Я специально даю этот замечательный материал со всеми сносками на источники. Книга настолько откровенная, настолько полная и всеобъемлющая, что касательно нашего вопроса по ефимкам её вполне можно называть энциклопедией. Конечно же, этот материал намного превосходит по своему научному значению труд И.Г. Спасского. Дается отдельная ремарка, что Спасский в своих исследованиях обошёл стороной столь важный аспект, как начало гигантских поступлений талеров в Московию в 16-ом веке. Конечно же, В.М. Потин старался оставаться в узких рамках ТИ, поэтому поминая исследования Ф. Ф. Гейтца, что "среди обращавшихся в России с XV по XIX ст. иностранных монет, первое место по своему значению и влиянию на русское монетное дело, занимают ефимки", как неточное, впоследствии сам Потин приводит исчерпывающие доказательства правоты Ф.Ф. Гейтца. Как мы скоро увидим, талеры-тарели-ефимки-рубли, их происхождение и история теснейшим образом связаны с нашей родиной, с Россией. Здесь приоткрывается та омерзительная завеса отсталости средневековой Руси, которую нам определили романовские историки и иже с ними. Почитаем труд уважаемого В.М. Потина далее...
"В 1938 г. Гуннар Миквитц, исследуя таллинские торговые книги первой половины XVI в., установил, что ввоз талеров в Ливонию имел место уже в конце 20-х гг. XVI в.1 Миквитц пришел к выводу, что с этого времени ввоз слиткового серебра из Германии в Россию сменился импортом талеров, благодаря чему значительные массы талеровой монеты шли через Ливонию2. Можно указать и на конкретный случай получения новгородцами платы за товар ефимками, датируемый 1540 г. В этом году таллинский купец Ольрик Элерс заплатил новгородцу Павлу Сор-нову за доставленный воск 6171\4 иоахимсталера 3. Анализируя торговые записи О. Элерса 1536-1541 гг., В. В. Дорошенко установил, что новгородские товары чаще всего оплачивались серебром в слитках или талерах 4. Стоимость талеров составляла более 30% общей стоимости полученных новгородцами от О. Элерса слитков серебра и талеров5. В 1546 г. в финских шхерах штормом был выброшен на берег корабль, который вез принадлежавшие гамбургским, а главным образом любек-ским купцам товары, предназначенные для России. Кроме товаров, на корабле находились 3650 талеров, 3 сумы денег (содержание их неизвестно), 8 фунтов золота (почти целиком в виде золотой монеты)6.
1 (G. Mickwitz, Aus Revaler Handelsbiichern. Zur Technik des Ostseehandels in der ersten Halfte des 16. Jahrhunderts, Helsingfors, 1938, S. 86-87. "Ibid., S. 87.)
2 (Ibid., S. 87.)
3 (Дорошенко В. В. Русские связи таллинского купца в 30-х годах XVI в.- В кн.: Экономические связи Прибалтики с Россией. Рига, 1968, с. 52-53.)
4 (Там же, с. 49, 57-58.)
5 (2040,5 из 6641 рижских марок. См.: Дорошенко В. В. Указ. соч., с. 49, 53.)
6 (W. Stieda, "Uber die Quellen der Handelstatistik im Mittelalter", Anhang zu den Abhandlungen der kOniglich-preussischen Akademie der Wissenschaften, Berlin, 1908, S. 17-18, 53-58; G. Mickwitz, Aus Revaler Handelsbiichern..., S. 87; A. Attman, Den ryska marknaden i 15(J0-talets baltiska Politik. 1558-1595, Lund, 1944, s. 69)
(7)"
Вот и получается, что уважаемый Ф.Ф. Гейтц вовсе не ошибался. С 1520-го года появляются упоминания о большой торговле с Русью именно в талерах. Талеры - это основной товар, ввозимый Европой в "зачухонную" Московию, ту самую, едва проснувшуюся от монгольского ига.
...
Что заставляло европейцев везти последнее добро? Ответ мы находим всё в той же книги В.М. Потина:
На Ганзейском съезде в Любеке в 1549 г. раздавались жалобы на вывоз талеров в Россию, причем представители Риги и Таллина заявили, что без уплаты талерами заниматься торговлей с русскими сейчас невозможно1. (7)
Вот ведь странные эти европейцы! Сами стонут, жалуются, но везут талеры в Россию.
...
Казалось бы, какая разница в размерах монеты? Ну, эту принимай дешевле, эту подороже. А русский царь кочевряжится : только талеры, только определенных размеров и чистоты. Не просто кочевряжится, но еще грозно машет в адрес Европы кулаками:
"В 1550 г. Рижский совет в ответе Ивану IV, жаловавшемуся на плохое качество ввозившихся талеров, отмечал, что талеры поступают теперь вместо серебряных слитков и чеканятся в большом количестве за границей. В этом же году шведский король Густав I Ваза в своем проекте о перемещении русской торговли в шведские транзитные гавани в Южной Финляндии среди товаров, которые нужно продавать русским, на первом месте называет талеры. В 1559 г. при обсуждении вопроса о русской торговле в Выборге Густав I снова подчеркнул, что шведские купцы должны платить русским талерами1. Шведский наместник в Выборге Книс Кристерсон Хурн 28 июня 1559 г. сообщает, что русские покупают только соль и талеры 2." (7)
Русский царь Иван Грозный 17-ти лет от роду, едва став на ноги, затребовал от Европы лучшей чистоты талеров. Слитки не интересуют - только стандартную монету.
...
"Сведения о ввозе талеров в Россию в 60-70-х гг. XVI в. достаточно многочисленны. Об этом свидетельствуют грузы датских, любекских, французских, голштинских, голландских кораблей, на борту которых всегда находилось значительное количество талеров и которые были задержаны шведами на пути их следования в Нарву1. В 1565 г. итальянец Рафаэлло Барберини сообщает, что, несмотря на Ливонскую войну, в Россию ввозится огромное количество талеров2. Ряд немецких документов 1571 г. говорит о массовом вывозе талеров в другие страны, прежде всего в Московское государство, "на Неву". Этим объясняется даже редкость талеров в Нижней Саксонии и в немецких приморских городах3. (7) "
Вот ведь какие парадоксы! Иван Грозный ведет войны с немцами в Ливонии, а немецкие купцы вывозят серебришко в Россию, своему главному врагу. Так расстарались, что у самих серебряный талер стал в большом дефиците. Московское государство принимает талеры с вражеских монетных дворов через вражеские шведские порты! Через Нарву и Неву идет львиная доля немецких и европейских талеров.
...
Если ефимки с признаком (рублёвые ефимки) имели хождение на Руси до и после 1655-1659 годов, то интересно было бы изучить вопрос: а сами талеры имели хождение на Руси? Согласно И.Г. Спасскому и официальной версии истории, талеры хождения на Руси не имели, все шли на переплавку в русские копейки. Но так ли это?
Почитаем свидетельства 17-ого века:
Цитата
Цитата
Кроме этого он говорит, что золотые скуди там не в ходу, ходят же, сверх мелкой серебряной монеты, которую чеканит нынешний государь, одни только талеры и венгерские золотые (цехины) или, как они называют их, польские дукаты; и если у кого нет ничего другого, кроме скуди, то приходится или променивать их у тех торговцев, у которых они в ходу, или же продавать золотых дел мастерам на сплав и получить обратно в виде простого золота.
(Текст воспроизведен по изданию: Известия Джиованни Тедальди о России времен Иоанна Грозного // Журнал министерства народного просвещения. № 5-6. 1891. пер. Е. Ф. Шмурло)
Так что талеры имели хождение на Руси, как и золотые монеты. Про русские золотые монеты мы поговорим в следующей теме, историки лишили допетровскую Русь не только крупной серебряной монеты, но и золотой. А пока откроем указанную выше статью В.М. Потина и почитаем о талерах на Руси:
Цитата
В словаре Т. Фенне 1607 г. ефимки помещены не в разделе "Золото и серебро", но в части, озаглавленной: "О русских деньгах". Так же рассматривает ефимки А. Олеарий, несколько раз побывавший в Москве в 30-х гг. XVII в. Он пишет: "У них ходят и наши рейхсталеры, которые они называют ефимки"1.
1 (Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Перевод А. М. Ловягина. Спб., 1906, с. 227-228. "Es gelten audi unsere Reichstaler bey ihnen..." Обычное значение глагола gelten в соединении со словом Miinze - ходить, обращаться; см. J. Pawlowsky, Deutsch-Russisches Worterbuch, 3. Aufl., Riga, o.J., S. 590.)
Иногда русские торговые люди, будучи за рубежом, должны были срочно занимать ефимки друг у друга. Так, Иван Самсонов одолжил в 1690 г. тихвинскому посадскому человеку Семену Иванову "329 ефимков и один марок свейских". Тихвинец должен был возвратить долг по возвращении на родину русскими деньгами. Эпизод интересен тем, что он говорит об определенной возможности русского купца распоряжаться имеющимися у него ефимками. Издавна русские торговые люди, находясь в чужой стране, платили ефимками таможенные сборы, "явочное", "весчее". В 1639 г., например, ладожские посадские люди Антипко Романов да Петрушка Прокофьев уплатили на шведской территории в Канцах с десяти сороков соболей "32 яфимка любских да 10 копеек"... В источниках встречаются упоминания о долгах, исчисляемых в ефимках. Бывший архангельский воевода Григорий Плещеев был обвинен в том, что не отдает денег гамбургским купцам братьям Бахерахт. В грамоте Михаила Федоровича от 25 ноября 1636 г. утверждалось, что обвинение в том, будто "он Григорий должен был Давыдову брату Бахру пятьдесят пятью цесарских ефимками и того долгу ему не отдал", ложно2. Однако сама возможность подобного обвинения говорит о роли ефимков на территории Русского государства. Примечателен относящийся примерно к тому же времени факт займа жителями Колы в Москве у их бывшего воеводы 390 ефимков "на их Кольских посадских людей в мирской расход". В 1652 г. один рижский ремесленник должен был Василию Кузинову 200, а рижанин Беренд Долман Федору Харламову и Богдану Офонасьеву - 400 ефимков. Из документа о тяжбе 1654 г. псковского торгового человека Клима Балаксина с колыванцем Константином Кармахером узнаем, что последний должен был псковичу 500 ефимков, которые вовремя "не прислал к нему, Климку, во Псков". Интересна заемная кабальная запись, датируемая 1 марта 1660 г.: "Се аз иноземец Анбурские земли Винцент Юрьев сын Фос занял есми, будучи на Москве, у гостя у Ивана Савинова сына Худякова три тысячи триста шесдесят восемь ефимков любских добрых, прямых, серебряных, нынешнего сиго шесдесят осьмого году, марта от первого числа, до сроку до сто семьдесят первого году до Рождества Христова".... Ефимками брались взятки. Челобитье посадских людей Запсковья рассказывает о различных злоупотреблениях воевод, которые приглашали посадских людей на частые обеды и за это брали с них от 50 денег до ефимка и цевки золота, а уклоняющихся от обедов преследовали.
(7)
Поэтому говорить об остутствии талеров в русском обращении не приходится. Они имеют хождение паралелльно копейкам "32 яфимка любских да 10 копеек". Очевидно, что ефимки - это не условная денежная единица, а именно монета, разрешённая для обращения внутри страны.
В русле нашего расследования нанесём последний удар по версии И.Г. Спасского "о ефимках с признаком для украинских полков". Как нам говорит Спасский, копейка была не привычна для украинского населения и решили чеканить ефимки с признаком. Но, как тогда понимать тот факт, что ненадчеканенные талеры были в широком обращении, в том числе и в царских войсках? Были ДО и ПОСЛЕ 1655 года. Зачем тогда проводить крайне сложную операцию с двойным надчеканом талеров, если сами талеры отлично пользуются в войсках и всех устраивают?
Цитата
Ефимками оплачивались войска иноземного строя1. В договоре от 25 июня 1631 г. "О наборе в Российскую службу полка вольных немцев" было записано: "Полковнику давати на месяц по четыреста цесарских ефимков. Начальнику полковому порутчику по двесте цесарских ефимков. Майору по сту цесарских ефимков... сто двадцати рядовым солдатам по полупята цесарских ефимков"2. С цитированным документом интересно сопоставить окружную грамоту Михаила Федоровича в Устюг Великий, чтобы нанятым "немецким людям" "давать наемные деньги помесячно", а на те деньги "покупати всякое съестное у харчевников самим"332. Из текстов обоих документов можно заключить, что "ратные люди" покупали съестное у харчевников на выданные им ефимки. Расчеты оплаты мастеров при постройке корабля "Орел" производились в голландских гульденах и ефимках3. Оплата ефимками производилась мастерам иноземного происхождения, работавшим на тульских и каширских заводах4. В переписной книге стольника Афанасия Фонвизина в 1663 г. записано: "Да тех же заводов 3 человеком мастером в годовую дачю на полгода на Москве дано за обе ж половины из государевы казны 300 ефимков непечатанных, ценою положено по полтине за ефимок, итого 150 руб.5"
1 (АИ, т. 2. Спб., 1841, № 258, с. 307; СГГД, ч. 3. М., 1822, № 87, с. 326-328; АМГ, т. 2. Спб., 1894, № 975, с. 575.)
2 (СГГД, ч. 3. М., 1822, № 87, с. 327.)
3 (Там же, № 95, с. 338. )
4 (ДАИ, т. 5. Спб., 1853, с. 211-247. )
5 (Крепостная мануфактура в России, ч. 1. Л., 1930, с. 24, 26-28. )
(7)
Оказывается, ратные люди покупали на талеры съестные припасы по всей России. Никаких проблем не возникало. А это значит, что сам надчекан в 1655 году бессмысленен со всех точек зрения. Ну, зачем надчеканивать талеры, если они в официальном обращении Московии и отлично принимаются в любой русской харчевне как официальное платёжное средство? Свидетельства Павла Алеппского и Джовани Тедальти не оставляют сомнения - в 16-17 вв талеры являлись серебряной монетой Руси. Не счётно-условной, а самой что нинаесть настоящей.
А чем же являлись тогда ефимки с признаком? Ефимки с признаком - это специальная царская монета, позволяющая получать в казну дополнительные прибыли:
1. Внешнеторговая пошлина. При ввозе иноземцами талеров все они подлежали обмену на царские ефимки с потерей по номиналу в 50%! (50%-тов шло в казну).
2. Внутренние эмиссии. Царь мог в любой момент надчеканить сколь угодно имеющихся в стране талеров и тем самым пустить их во внутреннее обращение с прибылью в казну в 50%.
То, что ефимки с признаком имели хождение паралелльно талерам свидетельствует переписная книга Афанасия Фонвизина, указанная выше: "в 1663 г. записано: "Да тех же заводов 3 человеком мастером в годовую дачю на полгода на Москве дано за обе ж половины из государевы казны 300 ефимков непечатанных, ценою положено по полтине за ефимок, итого 150 руб.5". Как мы видим, ефимки названы непечатными, то есть без надчеканов. Они идут по полтине, то есть в два раза дешевле ефимка печатного. Само поминание "непечатных ефимков" в 1663 году не оставляет сомнения: если были непечатные, значит паралелльно ходили и печатные, то есть с признаком.
...
Почитаем документы:
Цитата
Например, украинский гетман Самойлович, как рассказывает Величко, имел 22855 «талеров битых». Для конца XVII века это была не такая уж большая сумма. Летописец даже удивляется его скромности и намекает на то, что, возможно, часть талеров разворовали слуги Мазепы, ставшего после Самойловича гетманом.
http://taler-coins.r...nie_na_ukraine/
Цитата
Жалоба Адама Киселя на того же Душинского и товарищей его, в том, что они, разорив имения его постоем, вытребовали у жителей 1000 талеров битых выкупу и, с крайним разорением последних, уплотить себе эту сумму заставили, 1645 Апреля 14
(Архив Юго-Западной России.Издательство: Университетская типография. Место издания: Киев. Год издания: 1859-1911)
Битый талер - это и есть талер с надчеканом. Если есть просто талеры и талеры битые, то иное даже в голову не приходит. Историки очень не любят этот термин и выдумывают полную несуразицу. На одном сайте прочел следующе: битый талер - это любский талер, потому что его выбили правильно.
....
------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------
И из Книги "Крушение Империи Русских Царей" несколько важных ЦИТАТ:
Цитата
Найденные в 1975 и 1977 годах испанские золотые дукаты, португалы и серебряные пиастр-реалы стали крупнейшим собранием аналогичных монет в мире, так как во всем мире в музеях не хранилось и половины от “московской коллекции”! Эти монеты столь редки в нумизматических коллекциях, что сегодня очень трудно поверить в то, что в свое время, по подсчетам специалистов, они были отчеканены миллиардными тиражами. Куда подевались гигантские потоки золота и серебра из Испанских колоний, до сих пор остается неразрешимой ТИ-загадкой. Дело в том, что Португалия и Испания, более 150-ти лет качавшие несметные богатства новых колоний к 17 веку превратились в беднейшие страны Европы!