Отправлено 20 февраля 2019 - 18:29
Сведения от уважаемой Майи Пискарёвой (МП), из беседы с Владимиром Андросовым (ВА):
"М.П.: Владимир, а Вам знаком еще один лесник - Кузнецов Александр Иванович? Он тоже жил в Вижае в то время. И тоже участвовал в поисках группы Дятлова.
В.А.: Знаю такого. Но он умер в начале 60-х годов. И многие из этой семьи уже ушли на тот свет в расцвете сил. Это русский человек, не манси, с его дочерью Машей я учился в школе. У них была большая семья, шесть человек. Ее муж тоже умер рано, очень жаль."
М.П.: Вы знали Ряжнева Георгия Ивановича? Он работал в то время начальником 1-го лесоучастка Энерголесокомбината.
В.А.: Ряжнев Георгий - наш, вижайский, я его знал. Он служил на Дальнем Востоке. Получил там срок и его к нам привезли. Срок он отсидел у нас на Вижае, там, по-моему, и умер. Да, он работал в Ивдельлаге, там все, ,кто сидел, оставались и работали. Он немного заикался, как и его сын Юра. Юрий умер 4-5 лет назад.
М.П.: Немного странно, потому что в протоколе допроса Ряжнев указывал, что не судим . А что это за учреждение такое было - Энерголесокомбинат?
В.А.: Энерголесокомбинат? Впервые слышу, может, забыл. У нас было ОИТК, отделение, куда входило несколько исправительно - трудовых колоний. А отделения входили в структуру Управления. На Вижае было 8-е отделение, Учреждение Н-248/8. Начальником 8-го отделения был Хакимов, я с его дочерью Валентиной учился в школе. Чеглаков был начальником пожарной части и выполнял все указания Хакимова. Энерголесокомбинат - может, и было это название, я не помню, да оно меня и не интересовало.".
"М.П.: А Чагина Егора Ивановича знали? Он был рыжеволосый? Дело в том, что в отчете группы Е. Шулешко по Северному Уралу в 1954 году упоминается некий завгуж Чагин, обитатель Велса, "дикий человек с медно-красным лицом и рыжими волосами. " Он все время ворчал на студентов, вызывая на скандал, и, как они решили, хотел "сорвать с них на пол-литра".
В.А.: Егора Чагина хорошо знал. У него мы постоянно покупали порох, дробь. В 70-м году он утонул. Он был без одной ноги, где потерял, я не спрашивал, но узнать могу, если надо. Чагин не рыжий, обыкновенный, седоватый, но волосы были изчерна, среднего роста, прижимистый, как стaрообрядец. Хороший мужик. Он тоже пришел с Печеры к нам.
Местные жители - это, надо считать, только народ манси. А мы все приезжие, кто-то в 30-х годах основал поселок Вижай и остался жить там. Затем бывшие зеки, в основном, после сталинских лагерей, кто сидел, все остались и пустили корни. Приезжие, как мы, трудармейцы (немцы), полицаи после отсидки (домой боялись ехать). У нас был лагерь строгого режима, где-то, осужденных 500-600 человек, ну и вольных столько же. Занимались одними лесозаготовками и сплавом древесины по Лозьве реке до Лесозавода. А манси - местные, и никто из них никогда название не менял, они чтут прежние названия. А русским это не надо - менять названия, это им не по плечу. Я всегда гордился, что живу в мансийском крае, и названия рек, гор, меня полностью устраивали. Многие названия, т.е. перевод на русский я знаю, может, и сейчас кое-что забыл, но вспомню.".