Т-34 vs Pz-IV обсуждаем
#101
Отправлено 04 сентября 2014 - 20:27
Гриша, наш водитель, вдруг заговорил. Вообще-то он молчун, но тут случай особый: навеял воспоминания. Он заговорил, весело крутя баранку своего «403-го» «Москвича» и поминутно оглядываясь на нас.
Было это в сорок первом. Под Москвой, на Каширском шоссе. Зима уж подходила, морозцы начали ударять. Приказали нам поутру атаковать немца. Танки Гудериана. Подъем раным-рано, машины заводить. Но к утру похолодало, и с пуском моторов начались проблемы. Опять же солярка подмерзла. В общем, тронулись не все. Уж сколько есть. Приказ есть приказ, наступать надо! Пошли вперед. Да не тут-то было. Захлебнулась атака наша. Немцы хорошую позицию заняли, да и танков у них на нашем участке тоже хватало. Словом, начали пятиться, отходить. Тут по нашей «тридцатьчетверке» ка-ак шандарахнет! Руки-ноги первым делом проверил — на месте. Глаза вроде тоже видят, только шум в ушах. Все живы, пронесло! Дальше, однако, поняли, что бед наделал-таки шальной снаряд. Танк крутанулся на месте и замер, стволом к противнику. То ли каток разбило, то ли гусеницу разорвало. Что делать? Сунул командиру тряпку, всю в масле и в соляре — как у того, с «Запорожцем». Только поболе будет она. Командир люк свой приоткрыл, тряпку на моторный отсек бросил. Ну, поджег ее сперва, само собою. Тряпка дымит, дескать, танк наш подбит, а мы сидим внутри ни живы ни мертвы. Вдруг немец не клюнет на нашу уловку и на всякий случай по нам из пушки пальнет? Мишень, одно слово. Однако просидели так до вечера. Как раз на нейтральной полосе оказались, спереди — немец, сзади — наши. До немца рядом совсем, метров сто, а может, и меньше. До наших — дальше.
Зимой день короткий, вскорости и стемнело. Вылез я тихонечко наружу, осторожненько осмотрелся. Вроде тихо. Под танк заглядываю — ничего страшного, гусеницу перебило. Траки и пальцы всегда с собой, и кувалда имеется. Ну, и все остальное соответственно. Но как ночью, да еще под носом у противника гусеницу чинить? Однако сподобились все же, надели на место. В кромешной темноте, на ощупь, да с матюками шепотом. Руки опять же мерзнут шибко, железо-то оно холодное! Залезли внутрь, согрелись чуток. Командир говорит: давай, мол, Гришутка! С Богом! Крутнулся стартер — бодренько так начал, да вдруг скис! И больше не проворачивает. Вот он, мороз-то какие шутки вытворяет. Тут я испугался. Что делать? Танк бросить нельзя: все в ажуре, на ходу. Узнает начальство — по головке не погладят! Заряжающего командир к своим отправил, для связи, да только не вернулся он. Так до утра и прождали его. Одна надежда была — что наши снова вперед пойдут. Но — не пошли…
Поутру постреливать начали. И те, и другие. Слышу — по броне пули зацокали: из пулемета прицельно бьют. Проверяют, что ли? Тряпка уж давно к тому времени чадить перестала, дак мы вторую подкинули, перед самым восходом. А она, видать, потухла. Словом, сидим мы, с жизнью прощаемся. Молчком, значит, сидим. Будто убитые все. Вдруг да пронесет?
Командир в перископ поглядывает осторожненько. И вдруг говорит: «Елы-палы, да они нас упереть собрались!» Немцы-то что задумали: танк наш буксиром зацепить, да к себе и перетащить. Им за это отпуск давали в награду. За «тридцатьчетверку» и за КВ. Подкатил ихний Т-III к нам, прямо впритык. Трос зацепили. А мы сидим, молчим, только пули по броне цвиркают. Снаряд бронебойный, однако, зарядили. Ну, на всякий пожарный. Поднатужился ихний танк, потянул…
Дак ведь и я тоже не лыком шит — скорость врубил. Но все же сдвинул он нас и потащил. В плен, значит, к немцам. Вот тут нам и подфартило: движок-то возьми да заведись! Я с ходу заднюю врубаю! Что тут началось… Мы на себя тянем, немец — на себя, только снег с землей вперемешку летит! А выстрелить нет никакой возможности: очень уж близко танки друг к другу были — лобовой броней стукались.
У немца, знамо дело, двигатель бензиновый. Вроде как с самолета даже. Сил в нем — немерено. Но опять же, обороты нужны такому двигателю. А у нас — дизель, ему плевать, какие там обороты — один черт, вытянет. Вот и вышло: как вцепились оба танка в землю, у моторов обороты и упали. А мой-то, мой-то тянет! Дизель все-таки. Так мы этого немца незадачливого на свою территорию и перетянули. Трос тоже крепкий оказался, не лопнул. А иначе — кто знает, чем бы все это кончилось. Вот буксир-то мне что напомнил.
#102
Отправлено 05 сентября 2014 - 10:35
magnus (04 сентября 2014 - 20:27) писал:
Сообщение отредактировал bricklayer: 05 сентября 2014 - 10:47
#103
Отправлено 11 сентября 2014 - 11:55
Сообщение отредактировал magnus: 11 сентября 2014 - 12:13
#104
Отправлено 11 сентября 2014 - 18:37
magnus (11 сентября 2014 - 11:55) писал:
Цитата
#105
Отправлено 13 сентября 2014 - 05:12
Сообщение отредактировал magnus: 13 сентября 2014 - 13:04
#106
Отправлено 13 сентября 2014 - 12:30
Технологический процесс сварки корпуса Т-34 на сборочном стапеле был отработан совместно технологическим отделом УТЗ и отделом Главного конструктора института.
В январе 1942 г. был освоен метод автоматической сварки бортов Т-34 на двух "полуавтоматах временной схемы". Производительность полуавтоматической сварки была в среднем в восемь-двенадцать раз выше, чем при сварке вручную, но при этом, во-первых, швы отличались высокой степенью однородности и, во-вторых, – сварку мог вести человек без специальных навыков и физической подготовки...........В августе 1942 г., ввиду сильных бомбардировок Сталинграда, а также начавшегося сражения в непосредственной близости от города, выпуск танков Т-34 на СТЗ был прекращен. Начался вывоз оборудования и задела бронекорпусов и башен с завода по Волге в г. Горький, двигательного производства в Барнаул. Задел по ходовым частям, КПП, бронекорпусам и башням Т-60 и Т-70 с завода № 264 в г. Красноармейске вывозился на ГАЗ. Таким образом, из обоймы были выброшены два крупных завода, дававших до трети Т-34 и более 150 танков Т-60 ежемесячно. А танки требовались очень остро, особенно когда был принят курс на создание механизированных корпусов и танковых армий.
Для того чтобы не упало количество, в условиях достаточности характеристик Т-34 для выполнения большей части задач, стоявших перед танковыми войсками, распоряжением ГКО № 2120 от 28 июля 1942 г. к производству Т-34 были подключены Уральский завод тяжелого машиностроения ("Уралмаш"), до того выпускавший лишь бронекорпуса и башни танков Т-34 и КВ, а также был спешно переориентирован на выпуск Т-34 Омский завод № 174, завершавший пусконаладочные работы конвейера для выпуска Т-50. А поскольку оба эти предприятия не имели опыта выпуска средних танков (первый – вообще не имел опыта производства танков), то приказом по НКТП временно, вплоть до особого распоряжения, на выпуск танков Т-34 был ориентирован также Челябинский Кировский завод ("Танкоград"). Все указанные предприятия должны были выдать первые Т-34 1 октября.
В тех условиях это было единственно верное решение, позволившее не только сохранить высокий темп выпуска, но и увеличить процентное содержание средних танков в бронетанковых войсках Советского Союза.
УЗТМ был подключен к выпуску Т-34 еще 31 октября 1941 г., но до марта 1942 г. завод выдавал только раскрой броневых листов Т-34, который отправлялся заводам-изготовителям в Нижний Тагил, Сталинград и Горький. 21 марта 1942 г. завод получил от Наркомата полные чертежи корпусов и башен среднего танка и в апреле выдал первые комплектные бронекорпуса Т-34, которые поступили на УТЗ. В марте перестроенные литейные цеха завода начали осваивать литье башен танков Т-34 и КВ.............Был увеличен объем литья башен и для ЧКЗ, который также начал работы по освоению выпуска Т-34. Таким образом, программа выпуска башен на УЗТМ увеличилась более чем вдвое. Литейные цеха "Уралмаша" начали задыхаться, не справляясь с такой программой башенного производства. Стала сказываться нехватка "жидкой брони", формовочной земли. Попытки организовать на заводе производство сварных башен были отклонены, так как в условиях ручной сварки стоимость и время изготовления единицы продукции были чрезмерными.
В середине месяца на совещании конструкторско-технологических служб завода группа конструкторов под руководством Л. Горлицкого предложила использовать для производства деталей башен Т-34 и КВ 10000-тонный пресс, прежде применявшийся для штампования лопастей турбин. Директор Н. Музуруков поддержал предложение и до одобрения НКТП приказал группе разработать конструкцию частично штампованной и полностью штампованной башен.
После рассмотрения проектов к исполнению приняли полностью штампованный вариант, разработанный И. Вахрушевым и В. Ананьевым. В конце месяца проект представили на рассмотрение ОГК НКТП. Руководство Наркомата первоначально прохладно отнеслось к проекту, так как еще весной положение с броневым прокатом средней и большой толщины было катастрофическим. Однако к августу путем жесткой стандартизации, уменьшения номенклатуры проката и стопроцентного контроля выпускаемой продукции положение с 45-мм бронелистом выправилось. Но 60-мм листа, из которого планировалось штамповать башенные купола, все еще было недостаточно. Поэтому по согласованию с ОГК НКТП в сентябре проект был переработан на использование 45-мм листа, и в середине месяца матрица и пуансон для выпуска первой башни были готовы. 19 сентября из бронелиста средней твердости были отштампованы первые три башенных купола, прозванные заводчанами "формочками". Эксперимент показал, что, вопреки высказываниям скептиков, купола получились целыми, без разрывов и трещин. Термообработка не привела к значительным деформациям, а главное – снарядостойкость штампованного купола оказалась куда лучшей, чем таковая у самой лучшей литой башни, несмотря на меньшую толщину стенок. Стоимость новой башни оказалась на 5000 рублей выше, чем у литой, но производительность труда при штамповке была высочайшей.
Сообщение отредактировал magnus: 13 сентября 2014 - 12:37
#107
Отправлено 14 сентября 2014 - 17:36
magnus (13 сентября 2014 - 05:12) писал:
Цитата
Цитата
Цитата
Сообщение отредактировал bricklayer: 14 сентября 2014 - 17:45
#108
Отправлено 14 сентября 2014 - 22:56
Сообщение отредактировал magnus: 02 октября 2014 - 13:34
#109
Отправлено 15 сентября 2014 - 07:10
magnus (14 сентября 2014 - 22:56) писал:
Цитата
Цитата
Цитата
Сообщение отредактировал bricklayer: 15 сентября 2014 - 08:05
#110
Отправлено 02 октября 2014 - 13:53
Цитата
Сообщение отредактировал magnus: 03 октября 2014 - 16:05
#111
Отправлено 03 октября 2014 - 08:05
magnus (02 октября 2014 - 13:53) писал:
По результам Корейской войны (где пришлось воевать в условиях сильнопересеченной местности) в 1952 году был составлен отчет с анализом применения танков. Среди средних танков (М4А3, М26 и М46) устаревший "шерман" показал себя даже несколько предпочтительнее М26 и М46. В условиях плохих дорог, гор, залитых водой рисовых полей и т.д. Правда перед отправкой в войска танки раннего выпуска перевооружались 76 мм пушкой и получали ходовую часть HVSS- и здесь не было никаких трудностей. А слов про центр тяжести я там вообще не нашел. Впрочем, танки М46 понесли меньшие потери по причине, скажем так, застревания на местности (М4А3-6,4%, М26-3,2%, М46-1,2%). Это связано с тремя причинами- "шерманы" больше использовались на пересеченной местности, М46 имел более мощный двигатель и лучшую трансмиссию. И наконец управление М46 было значительно легче, для этого не требавалось усилий, а потери по причине- застрял в канаве, в болоте или свалился в пропасть случались когда водитель просто терял внимательность из-за усталости. Если рассмотреть компановку с задним расположением трансмиссии, то требование сервоприводов для переключения передач, механизма поворота и в первую очередь главного фрикциона является обязательным. Во-первых водителю все время приходится перемещать сами по себе длинные и тяжелые тяги, во вторых их переодически приходится регулировать, в третьих из-за множества шарниров снижается надежность привода. Все это усугбляет недостатки трансмиссии.
В связи с большой длиной тяги 4 неизбежны ее провисания, а наличие девяти шарниров в приводе от педали к поводковой коробке служит источником больших потерь, как в мертвом ходе так и в усилиях.
http://kubinka.ru/ne...p?id=182&lang=1 Каждое переключение передач требует перемещения больших по размеру шестерен в плоскости перпендикулярной плоскости движения кулисы, на расстоянии более 3-х метров от нее. Даже при наличии кулисы, установленной непосредственно на коробке, переключение больших по размеру шестерен, обладающих большим приведенным к ним моментом инерции, трудно и требует осторожности и внимания со стороны водителя. Трудности эти усугубляются наличием сложного привода, вытягиванием и провисанием тяг привода, заеданием тяг и вертикальных валиков.Необходимость отжимать при каждом переключении ручку стопорного механизма и особой защелкой закреплять ее при движении назад еще более обременяет водителя.http://kubinka.ru/ne...p?id=191&lang=1
Другая проблема компановки - размещение топливных баков. Осмотр комиссией на базах СПАМ 72 уничтоженных в ходе боев на Курском выступе боевых машин показал, что большинство из них (68%) уничтожены пожаром, возникшим в результате разгерметизации топливного бака и последующего воспламенения дизельного топлива. Все указанные танки имеют поражение борта или подкрылка танка бронебойным , бронепрожигающим снарядом, или же подрывом фугаса…
Приблизительно у трети указанных танков отсутствует один или два топливных бака и имеются разрушения внутри танка, или частичное или полное разрушение сварных швов корпуса, произошедшее в результате внутреннего взрыва.
Лишь небольшая часть танков (8%) имеют следы внутреннего взрыва со следами пожара. Тогда как 24% боевых машин уничтожено только вследствие внутреннего взрыва, причем никаких следов пожара в них не обнаружено. Часто даже боезапас полностью сохранен в укладках.http://militera.bord...01078-000-160-0
Наилучшее соотношение для детонации топливного бака Т-34 вызывается при его заполнении топливом на 10-15 % от объема и при разрыве внутри бака бронебойного снаряда обр. 38 «рот», содержащего 80 гр тротила и 20 гр. флегматизированного тэна. Разыв вызывает немедленную детонацию паров топлива, которая складывается с действием снаряда, усиливая его мошность в 2-4 раза, что соответствует воздействию 105-122 мм бронебойного снаряда.
Меры противодействия:
1. Не допускать размещения топливных баков в боевом отделении танка.
2. В ходе боя расходовать сначала топливо из задних баков, так как их поражение не так вероятно
3. Стараться конструкционными мерами уменьшить скопление топливных паров и образование внутри бака топливных паров высокой концентрации. Например, ввести подачу топлива из баков замещением его негорючей жидкостью, или газом, не поддерживающим горение… Организовать продувку перед боем топливных баков углекислотой, выхлопными газами, или же вести постоянную вентиляцию передних баков.
4. Уменьшить объем топливных баков внутри боевого отделения Т-34 по крайней мере вдвое.
5. Размещать топливные баки за герметичными броневыми выгородками…
На опытном танке Т-34М топливные баки из боевого отделения перенесли в трансмиссионное. Поскольку это сильно затруднило доступ к агрегатам трансмиссии для их ремонта и обслуживания данная переделка оказалась неприемлиемой.
Цитата
Сообщение отредактировал bricklayer: 06 октября 2014 - 17:32
#112
Отправлено 08 октября 2014 - 19:37
Сообщение отредактировал magnus: 08 октября 2014 - 19:49
#113
Отправлено 08 октября 2014 - 22:21
Устаревшая ходовая часть не давала ARL 44 большой надёжности передвижения, но мощное орудие могло пробивать лобовую броню немецких танков, а хорошее бронирование лба танка позволяло выдерживать попадания мощных орудий тех времён. Выпуск этого танка был обусловлен в первую очередь политическими причинами, с целью показать сохранившийся научно-технический и технологический уровень французской промышленности после оккупации.
Характеристики[править | править вики-текст]
Толщина брони:
На лбу корпуса — 75-120 мм.
На бортах корпуса — 50 мм.
На лбу башни — 110 мм.
На бортах башни — 60 мм.
Сообщение отредактировал magnus: 09 октября 2014 - 03:28
#114
Отправлено 09 октября 2014 - 11:39
Боевая масса
41,5 т
Размеры:
длина
6400 мм
ширина
3500 мм
высота 2800 мм
Экипаж
5 человек
Вооружение
1 х 90-мм пушка M3 1 х 7,62-мм пулемета
1 x 12,1-мм зенитный пулемет
Боекомплект
70 снарядов 5500 патронов
Бронирование:
лоб корпуса
102 мм
лоб башни
102 мм
Тип двигателя
карбюраторный "Форд"типGAF-V8
Максимальная мощность
500 л.с.
Максимальная скорость
48 км/час
Запас хода
180 км
Почему уже во время войны никто не копировал немецкую компановку? А bricklayer? А почему после войны, до сего дня?
Сообщение отредактировал magnus: 09 октября 2014 - 17:24
#115
Отправлено 09 октября 2014 - 17:20
magnus (09 октября 2014 - 11:39) писал:
Цитата
#116
Отправлено 09 октября 2014 - 18:07
#117
Отправлено 09 октября 2014 - 21:03
magnus (09 октября 2014 - 18:07) писал:
#118
Отправлено 10 октября 2014 - 16:56
Сообщение отредактировал magnus: 10 октября 2014 - 17:00
#119
Отправлено 10 октября 2014 - 21:57
magnus (10 октября 2014 - 16:56) писал:
Цитата
Сообщение отредактировал bricklayer: 12 октября 2014 - 19:44
#120
Отправлено 19 октября 2014 - 18:50
Не дожидаясь соответствующего распоряжения силами “отдела 520” был срочно разработан новый проект и построен опытный образец (заводской №0367-7), который планировалось догрузить до максимальной массы 22000 кг. От исходного варианта он отличался только 45-мм пушкой 20К. Испытания второго А-32 проходили в июле-августе 1939 г., за время которых танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км\ч. Запас хода А-32 несколько сократился и в зависимости от дорожных условий составлял 235-333 км.
В это время первый прототип А-32 и А-20 были представлены на полигонные испытания. Военная комиссия отметила чуть более высокую подвижность колесно-гусеничного варианта, но вместе с тем у А-32 имелся намного больший запас в плане усиления бронирования. КБ рекомендовали довести толщину лобовой бронеплиты корпуса и башни до 35 мм, что позволило бы танку выдерживать попадания 20-мм бронебойных снарядов 37-мм на удалении свыше 300 метров.
Не выявив явного лидера оба танка отправили на доработку, но уже тогда и наркомат, и военные отдавали предпочтение гусеничной модификации. При повторной демонстрации, состоявшейся 23 сентября 1939 г., танк А-32 выступил очень эффектно, с легкостью пройдя на полигоне несколько препятствий и снеся подвернувшееся к концу пути дерево. Хотя очередное постановление госкомиссии предусматривало постройку к 1 января 1940 г. 10 танков А-20 и к 1 декабря 1939 г. 10 танков А-32 на деле работы начались только по второму из них. В отчете № 086 по испытаниям танка, утвержденном 18 декабря 1939 г. директором завода Ю.Е.Максаревым, было отмечено: "Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно".
Окончательный итог был оформлен 19 декабря 1939 г., когда состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято поистине историческое постановление № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г". В соответствии с этим планом на вооружение принимался танк А-32 (тогда его именовали уже Т-32), но в модифицированных вариантах Т-32Л с 45-мм орудием 20К и Т-32А с 76-мм Ф-32. В это же время были прекращены все работы по танку Т-126 (СП), поскольку при всех его успехах, военные сочли его неперспективным из-за проблем с дизелем В-3 и отсутствием резервов по модернизации.
Наряду с решением по запуску в массовое производство танка Т-32, в вариантах линейного и артиллерийского, был поставлен вопрос о разработке основного боевого танка РККА (ОБТ) с мощным противоснарядным бронированием и высокой маневренностью, способного решать большинство задач, поставленных перед формируемыми механизированными корпусами. При этом снимались с производства танки Т-26, Т-28 и БТ, которые должны были быть заменены танками Т-32Л и Т-32А.
Решение задачи по созданию ОБТ были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-2 Л.Троянова под общим руководством и С.Гинзбурга, имевшего опыт создания экспериментальных танков Т-111 и Т-126. Собственно это Семён Гинзбург выступил с инициативой, что существующий танк КВ «недостаточно технологичен и в существующем виде непригоден для массового выпуска в условиях военного времени». По его мнению, в условиях возможной войны танки КВ и Т-32 должны быть заменены неким единым танком, обладающим массой не свыше 32 т, с броней не ниже 60-75-мм в лобовых проекциях и имеющим вооружение из 76-мм пушки и двух пулеметов. При этом скорость машины на местности должна была составлять около 20-25 км/ч, а максимальная - не ниже 45 км/ч. По мнению Гинзбурга, наличие такого единого танка позволило бы не только снизить трудоемкость его изготовления, но и значительно упростить вопросы ремонта, а также снабжения и комплектования танковых частей. Неожиданно для всех, его предложение поддержал Климент Ворошилов, что и решило судьбу проекта ОБТ Т-34, под реализацию которого был выделен СТЗ.
Основной конструкторской находкой при реализации Т-34 было размещение двигателя поперек корпуса. На некоторых легких танках подобная компоновка применялась, но при небольших, маломощных моторах она не давала ощутимых преимуществ. Гинзбург рассматривал ее еще при создании Т-126. Другое дело длинный и сравнительно узкий, мощный 12-цилиндровый дизель. Развернув его на 90°, удавалось не только уменьшить длину машины, но и увеличить боекомплект. Так и родился первый в мире ОБТ, очень похожий на известный нам Т-44, только пошел он в серию еще в 1942 году, а запуск Т-32Л и Т-32А позволил остановить немецкие полчища на Днепре, не допустив блокады Ленинграда …Это конечно альтернатиавщики. Но они не лишены логики. Если бы война подождапа!Моя ссылка
Сообщение отредактировал magnus: 19 октября 2014 - 19:13