Открываем «Записную Книгу царя Петра Алексеевича» и читаем про события, якобы 1682 года, где говорится об уничтожении Хованского. Мы с удивлением обнаруживаем, что все даты подтерты, остался только месяц:
«И сентебря в {...} день …указали им привесть князь Иванова сына Хованского, …князь Ивана Хованского, скована в телеге. И октебря в {...} день привезли выборные всех полков… И октебря в {...} день указали великия государи казнить смертью ево князь Ивана и в том пожаловали: смертью казнить ево не указали, а велели сослать в силку в Сибирь» (С.М. Соловьёв. "История России с древнейших времен". Дополнения к Главе №3 "Московская смута 1682 г.).
Как мы видим, никакого указания на 1682 год нет! Документ претерпел гигантскую правку, затирки идут чуть ли не через слово. Уловить смысл документа тяжело, но можно понять, что Хованского не казнили, а сослали в ссылку! Перед нами одна из версий нашей истории, которая была сделана до окончательного варианта. Поэтому она не согласовывается с ТИ. Кстати, в ноябре 2007 года историки сообщили, что случайно откопали где-то в Кремлевских подземельях второй экземпляр «Записной книги Петра Алексеевича». Книгу отреставрировали, но в руки никому давать не будут, только извлечения в электронном виде. Очень не нравился современной историографии сохранившийся подлинный экземпляр этой книги в приложениях С. М. Соловьева. Решили подправить в новой редакции. Там, надо понимать, даты поставили «правильные», вместо 1685 стоит 1682.
Видимо, картина была следующая. Иван Хованский продолжал возглавлять Стрелецкий приказ и быть влиятельнейшим боярином до весны 1685 года. После победы православных сил в Москве, Софья окончательно была выдворена из столицы. В 1684 году Софья вернулась из Бранденбурга на родину и скиталась по разным монастырям. Сегодня считается, что Софья все время скрывалась в Троице. Но это не совсем так. Она скрывалась по различным монастырям. Например, она отмечена в записных тетрадях Саввино-Сторожевского монастыря, что под Звенигородом. Весной 1685 года Софьей был спланирован и реализован Второй латинский переворот. Открываем труд самого первого запрещенного историка петровской эпохи Штраленберга. Он был шведом, поэтому петровские деятели до его трудов добрались не сразу, они случайно сохранились в архивных записках А. С. Пушкина:
«Государи укрылись в село Коломенское. 1685 г. марта 2 найдено прибитое к дворцовым дверям письмо, в коем объявлено было намерение Хованских истребить весь царский дом и овладеть государством. Государи уехали в Саввин монастырь - послали оттуда грамоты в Москву и во все города, повелевая войску и палатным людям (и всякого звания) быть как можно скорее в село Воздвиженское, куда они и отправились. Всё сие сделано было в величайшей тайне» (Philipp Johann von Stralenbergs Nord und östlicher Theil von Europa und Asien. Stokholm. 1730.).
То есть смещение Хованского происходило в 1685 году! Весной. В результате тайного заговора. Возможно, заговорщики на самом деле пытались вбить клин между И. Хованским и Иваном Михайловичем подобным образом. Изветное письмо на Хованского появилось не 2-ого сентября (как по ТИ), а 2-ого марта! Обратите внимание, Штраленберг тоже утверждает, что Софья укрывалась именно в Саввином монастыре, а не в Троице как сегодня считают историки.
Именно в 1685 году локализовал уничтожение Хованского и А. С. Пушкин. Он слово в слово повторяет сведения Штраленберга. Кстати, еще раз про Пушкина. Его труд «История Петра I» так и не был издан при жизни автора. Ознакомившись после смерти Пушкина с его незавершенным трудом, Николай I указал: «Сия рукопись издана быть не может...» и труд Пушкина о Петре так и не был издан. Лишь в 20-ом веке в архивах РГАДА были найдены цензурные извлечения из тех записок на основании которых были реставрированы материалы А.С. Пушкина к его неизданной книге "История Петра".
События 1685 года проходили по следующему сценарию. Весной царь Иван вместе с боярами и патриархом совершали традиционный торжественный поход в Троицкую Лавру. Во время этого мероприятия заговорщики схватили Ивана в монастыре, а всех бояр перебили. Теперь нужно было избавиться от князя Ивана Хованского, который возглавлял Стрелецкий приказ и уже не допустил Петра к власти в 1682 году.
«Хованскому послана была особая похвальная грамота, в коей повелевалось ему и сыну немедленно для нужных советов отправиться к государям. Феофан говорит, что Хованский не хотел прежде сего отлучиться от стрельцев, подозревая недоброжелательство двора. 17 сентября (в день св. Софии) боярин кн. Мих.<аил> Иван.<ович> Лыков схватил старого Хованского на дороге в селе Пушкине и сына его на реке Клязьме в его отчине - и привел обоих в оковах в село Воздвиженское, где, прочтя им указ, без всякого следствия, им и стрельцам Одинцову с товарищами отрубили головы» (А.С.Пушкин. ,,Материалы для истории Петра Великого“ в бумагах цензора К. С. Сербиновича, ЦГИА, ф. 1066, № 904).
Если это не коварный переворот, то что? Обратите внимание, старшего Хованского ловят в одном месте, его сына абсолютно в другом, у себя в отчине. Одновременно с этим уничтожаются все стрелецкие командиры. Молниеносно. Без суда и следствия. Отголоском этих драматических событий и стали события, перенесенные в июль 1682 года, когда В ОДНУ НОЧЬ были схвачены ВСЕ КОМАНДИРЫ И РАСКОЛОУЧИТЕЛИ и уничтожены.
Это и есть Русская Варфоломеевская ночь, которая случится в 1685 году, после прихода Софьи.
Н.Г.Устрялов так описывает поимку Хованского:
"Софья выслала, на встречу им, с сильным отрядом царедворцев, боярина князя Михаила Ивановича Лыкова. Осторожно разведав, как многочисленна свита обоих Хованских, Лыков внезапно окружил того и другого ратными людьми, взял обоих без сопротивления, и под крепким караулом привёз в село Воздвиженское, на площадь, где уже готова была плаха. Сюда вышли из дворца все бояре, и в присутствии палатных и воинских людей, при многочисленном стечении народа, без всякого розыска и суда, не спрашивая свидетелей, не слушая оправданий, объявили обоим Хованским их вины...Казнь совершилась 17 сентября, в день ангела царевны Софьи, и без сомнения не к славе её имени" (Н.Г.Устрялов, «История царствования Петра Великого»: Т. 1 — 3, СПб., 1858. Т.1, Глава №4, стр.84-85). Николай Герасимович Устрялов понимает, что это явный военный переворот, оттого Софья в его изложении выглядит крайне негативно.
Сами мотивы всей той заварушки в рамках ТИ кажутся нелепыми. Якобы цари Иван и Пётр внезапно покинули Москву и приехали к Софье в Троицкий монастырь. Туда постепенно переехали все бояре и столица осталась в руках стрельцов... Потом стрельцы, якобы, прозрели и вновь захотели Петра, и Софья с царями Иваном и Петром торжественно въехала в столицу победительницей. Даже обсуждать сию версию не хочется, очевидная придворная сказка. По нашей реконструкции, события проходили по следующему сценарию. После ареста царя Ивана в Троице за внезапно пропавшим царём выезжает глава стрелецкого приказа Иван Хованский. Он едет во главе сильного военного отряда но попадает в хитро расставленную засаду. Хованского и других бояр-воевод тут же казнят, тем самым обезглавив всех московских стрельцов. На Москву двинулись скрытно прибывшие в составе свиты Софьи иноземные полки.
Тут же были вывешены изветные письма, что Хованский был предателем и хотел убить царя.
Согласно историку Н.Г. Устрялову, из засады удалось спастись сыну Хованского Ивану и Григорию Языкову. Они прискакали в Москву и сообщили о казни князя Хованского и идущих на Москву полках:
""Убили его бояре, без суда, без розыска, без ведома царского" говорил Хованский. "Переведут они и вас" кричал в полку Лопухина сын окольничего Павла Языкова, григорий, в одно время с Хованским ушедший из села Воздвиженского. "Одоевские и Голицыны хотят вырубить Надворную пехоту. Дорогою я видел несметное множество вооружённых людей: со всех сторон идут они к Москве боем, чтобы перебить в слободах до последнего младенца, а дворы пожечь"" (Н.Г.Устрялов, «История царствования Петра Великого»: Т. 1 — 3, СПб., 1858. Т.1, Глава №3, стр. 85). Вот какие события имели место быть, не стрельцы ворвались в Москву грабить, а наоборот, на Москву шли полки, обезглавленные стрельцы оборонялись. Поход на Москву возглавляли Одоевские и Голицыны, известные нам любители латинского просвещения.
Ударив в набат, стрельцы начали готовиться к штурму:
"Первою мыслью стрельцов было занять Москву для своей защиты:в самую полночь лни ударили в набат по всем слободам... Смелейшие хотели сами немедленно выступить против бояр, думали возмутить всё государство, и, пришедши в Крестовую палату, требовали от патриарха граммат в Украинские города, чтобы служилые люди спешили к ним на помощь" (Н.Г.Устрялов, «История царствования Петра Великого»: Т. 1 — 3, СПб., 1858. Т.1, Глава №3, стр.86-87). Обратите внимание, что из Москвы спешно рассылаются грамоты во все "Украинские города", говорится о возмущении всего государства. Это очень важный момент, ибо любой переворот неминуемо сопровождается гражданской войной. Следом за событиями
Второго латинского переворота 1685 года начнутся загадочные Крымские походы Голицына на Украину, эти события связаны.
Моя ссылка