Абсолютно верно, для прибыли казне и выплате ратникам проведена очередная авантюра по чеканке низкопробных монет, еще плоше польских чехов ...
В Путивле и Севске, чтоб не допустить малейшей утечки на внутренний рынок. Севск - важнейшая крепость юга, она не в центре военных действий.
27 апреля 1682 г. скончался Федор Алексеевич. Насущная проблема наведения «чехового моста» между великорусским денежным хозяйством и и фондом обращения денежных средств Украины и Северской земли , пережив двух царей, остается неразрешенной.
Западный области Русского государства продолжают широко пользоваться польско-литовскими и западноевропейскими монетами , среди которых пултораки, как и прежде, играют роль массового средства рыночного платежа и накопления.
Московское правительство вынуждено смириться с этим объективным, не зависящем от его воли обстоятельством. Более того, признавая безусловное право пулторака на обращение, оно решительно вытсупает за обязательность его приема населением Малой России и «Украйны» по курсу, паритетному копейке.
Например, царский указ от 4 марта 1683 г. требует «в Севскаго и Белгорадскаго полков Украйных городов … таможенную пошлину и на кружечных дворах питейную прибыль сбирать на серебряныя мелкия денги (копейки – В.Р.) и на Польския медныя (биллоновые – В.Р.) и те сборныя медныя чехи … давать … в расход, куда доведется и ратным людем на жалованье вместо серебряных денег без наддачи …
А будет которые люди чехи станут менять из прибыли (по более низкому, чем копейка, курсу – В.Р.) … и им за то быть в смертной казни без пощады».
Когда же речь заходит о платежах в Приказ Больщого Дворца, ведавшего личной казной царей, пулторак, напротив, подвергается безоговорочному остракизму.
«Чеховое дело» возобновилось лишь в регенство Софьи (1682-1689 гг.)
21 апреля 1686 г. завершились семинедельные прения между послами Речи Посполитой (воеводой познаньским К .Гжимултовским , канцлером литовским М.Огиньским) и представлявшими Росиию В.В.Голицыным «с сотоварищи». Был подписан «Вечный мир» - договор о «брацкия дружбы и любви … чтоб все ссори и досадителства, на обе стороны учененния, успокоить на вечные времена» /272/.
Русская сторона обязывалась расторгнуть отношения с Турцией и Крымом, вступить в антитурецкую коалицию Речи Посполитой, Священной Римской Империи и Венеции, немедля заблокировать крымские переправы и, наконец, в следующем в 1687 г. вторгнуться в Крым /273/.
Исходной базой предстоящей военной экспедиции должны стать Украина и Северщина. Это еще более обострило потребность в значительных денежных средствах, выраженных не в русских копейках, а в привычной здесь издавна монете.
На этот раз для чеканки такой монеты был избран Севск (на Брянщине).
11 июня 1686 г. севскому воеводе Л.Р.Неплюеву была вручена датированная 3 июня царская грамота, приказывающая «делать в Севску чехи против образца польских старых чехов, а класть в те чехи меди 3 доли, а весом в 3 денги да серебра в 4-ю долю по денге в чех, чтоб всякий чех весом был в 4 денги»/282/.
Таким образом, качественные и весовые показатели задуманного чеха были значительно ухудшены по сравнению с установленными в апреле 1677 г. – до IV пробы (вместо V 1/3) и о,82 г (вместо 1,06-1,07 г).
«Роспись чеховому и плавильному делу» от 4 июня, приложенная к грамоте от 3 июня, свидетельствует, что чех на этот раз был задуман как монета массового выпуска. В этом документе педантично рассчитана выгода, ожидавшаяся от севской эмиссии: « И у серебряных и у 50 тысяч рублев учинится прибыль 48 291 рубли 22 алтына, во 100 тысячех рублех прибудут чехами 96 583 рубли 11 алтын» /287/.
Исходя из копеечного курса чеха, несложно вычислить его тираж, соответствующий названным суммам: при затратах на закупку серебря и меди 50 000 рублей обеспечивалась эмиссия 9 829 166 (5 000 000 + 4 829 166) монет; 100 000 рублей - 19 658 333 (10 000 000 + 9 658 333) монеты.
В «Росписи …» содержалось описание «образца»:«А на тех чехах печать – на одной стороне орел двоеглавной с 3-мя венцами, а на другой стороне держава, а около того печатать латинскими гладкими одними началными словами Великих Государей именование – Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич Божиею Милостию цари и Великие Князи всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы. А на другой стороне около державы: Монета новая делана в Севску 1686 г.» /288/. Таким образом, в основу проектного рисунка севского чеха был положен «образец» чеха путивльского.
13 июня Неплюеву посылается Наказ Приказа Большой Казны, седьмая статья которого требует «гетману Самойловичу объявить, что для Крымскаго воинского походу и для пополнения своей Великих Государей казны изволяют они … в Севску делать новую монету чехи под своим Государским гербом и державою, а величиною и образцом так, каковы польские чехи» /289/.
Гетман, сообщает воевода, ознакомленный 15 июня с «Наказом», «учинил свое радение, чтоб та монета в Малороссийских городех и Польше ходила …»…», но предупреждает, что севская чеканка будет принята «безо всякого браку и прекословия» лишь в том случае, если бы «в тех чехах меди было две доли и 1/3 серебра»/293/.
Прежде чем пускать новые монеты в широкое обращение, приказывается предварительно апробировать небольшую их партию на рынках;впервые в полный голос высказывается далеко идущий замысел, намеки на который неоднократно прорывались ранее /299/ - распространить русский чех на территории Речи Посполитой « … таких чехов сделать на 2 тысячи или 3 тысячи рублей для опыту. .. А как тех чехов сделано будет вышеписанное число …послать тех чехов на 500 рублев с торговыми людьми в наши малороссийские городы, а где мочно, и в литовские городы, которые к Севску и малороссийским городам близки (т.е. в Беларусь – В.Р.)» /300/.
К массовой эмиссии севской монеты можно приступать лишь в случае, если рынки «безропотно» примут первую ее 500-рублевую партию:«И будет чехи …учнут принимать охотно и ропоту никакого и переговоров не будет …те чехи делать с великим поспешением, чтоб на жалованье … ратным людям их изготовить к Декабрю месяцу 195 года ([7]195 – 1686 г. – В.Р.) многое число» 15 июля Самойлович предупреждает Неплюева, что если Гранковсикй штемпели «резать будет один, то продолжит время», и, советуя затребовать еще «человека три с Москвы …которые умеют резать печати по железу» …
20 июля Неплюев шлет в Москву гонца с письмом, содержащим просьбу о переводе в Севск Пименова и присылке трех резчиков штемпелей /308/.
23-29 июля прибывшие из Москвы «оружейного дела мастера» Микишка Морев, Ивашка Мартинов, Ивашка Яковлев, Силка Ларионов, Евсейка Савельев и стрельцы Епишка Артемьев, Алешка Фолимонов и Юрка Павлов тщетно пытаются наладить полученные из Москвы «снасти»: они «в починку не годились, потому что … были мастерства плохаго и в станках, в гнездах и в валах, и в колесах правости не имели» /310/.
2 августа Самойлович пишет в Приказ Малой России «лист», в котором сообщает, что «чает он, что чехи будут везде ходить. А как буде указное число сделано … он пошлет к малороссийским городов полковникам универсалы свои , чтоб те новые чехи … везде брали без всякого прекословия. А без его универсалов той новой монеты чехов брать не учнут» /314/.
К 4 сентября Пименов изготовил десять «чеховых обрезов» (инструментов для вырезки отчеканенных монет из листа металла – В.Р.) /317/.
5 сентября Морев с четырьмя «товарищи» завершили работу по изготовлению пяти станков, четыре из которых, однако, оказались непригодны для работы; на пятом Гранковский вырезал штемпели.
К 19 сентября Гранковский отчеканил 531 (на 5 рублей 10 алтынов 2 денги) монету, после чего «снасть» вышла из строя – «разорвало и в починку не годилось» . 500 чехов отправлены для «показания» в Москву /318/.
… гетман высказывает мнение, что что часть легенд чехов следует вырезать по –русски : «А сдается мне, было бы пристойно, когда бы на чехах напечатано было с одной стороны русские летеры, с другой латинские … которые-то летеры он, Ялинский, гладко исправить может…». Целесообразность внесения в «образец» чеха этого изменения мотивируется следующим образом: «А то для того, понеже природное честнее, да и воровские чехи русские купцы знати будут..»/320/.
К 3 октября, пишет Неплюев в Москву, Пименов сделал еще шесть инструментов «чем обрезают чехи … а окромя его, Ивашки, иные никто чеховых обрезов в Севску делать не умеют. И у того чехового делу ему, Ивашке, у обрезов впредь быть … укажите»/322/.
11 октября подписана царская грамота, являющаяся ответом на воеводское письмо от 9 октября. Она решительно отвергает идею о русской надписи на чехе («… а русских слов на тех чехах резать и делать не велеть…»)и обещает незамедлительно послать в Севск названных воеводой четырех мастеров Бархатного Двора /327/.
25 октября Пименов и Морев «со товарищи» изготовили еще два станка; на одном из них штемпели вырезал Гранковский, на другом – Ялинский.
28 октября в течении 9 часов Ян отчеканил 5500 (на 55 рублей), а Семен – 7000 (на 70 рублей) чехов /333/.
29 октября подъячий Иван Маков получает воеводский приказ «в Севску на торговой площади севским градским и уездным служилым и торговым и презжим ивсяких чинов людем и малороссийским жителям, которые в то время на торгу были, Великих Государей указ вслух сказать что … велено в Севску под их Государским гербом и державою с написанием их Государского именования. Делать чехи. А по их Государеву указу велено теми новаго дела чехами торговать в Севску и в иных украинных великороссийских городех. А товары покупать и продавать на те чехи против серебряных денег и старых польских чехов без всякой наддачи и убыли равно. И ныне из Государевой казны того новаго дела чехи в Севску ратным людям даются в их Государево жалованье и на покупку хлебных запасов и всякие товары» /335/.
2 ноября … в город «Рамен» (Ромны) посланы севчане Яков Марамошкин и Семен Шереметцев «с товарищи», снабженные весьма значительной суммой – 30 000 (на 300 рублей) «старых и новых (польских и севских – В.Р.) чехов». Перед ними поставлена задача – – «на те чехи дельное серебро ефимки самою дешовою ценою покупать, как бы казне Великих Государей прибыльнее …» /338/.
10 ноября в столбцы Приказа Малой России внесена запись о предложенном Неплюевым штате Севского монетного двора: «Голова 1 чел., целовальников 20 чел., плавильщик 1 чел., волочильщик 1 чел., серебреников, которые делают на Москве басемное, 30 человек». Здесь же приводятся слова воеводы о том, что в случае невозможности присылки из Москвы «серебреников» , он готов «взять Севскаго да Белгородскаго полков из Курска и иных городов 100 человек, потому что на чехи серебро куется медленно: … севские серебреники Сафошка Осипов с товарищи 5 человек серебра с медью под печати (для чеканки – В.Р.) куют на день по два фунта» /342/.
Вновь пересмотрен вопрос о метрологии севской монеты: в этой же записи помечено, что чеканка должна проводиться «против прежних (выпускавшихся до 1682 г. – В.Р.) серебряных денег весом 4 денги в чех, и потому имеется чехов из фунта по 4 рубли и 10 алтын (430 штук – В.Р.)» /343/. Иными словами, масса чеха была повышена до 0,95 г.
Подтверждена проба в V 1/3, определена сумма расходов на сырье: «А в то чеховое дело класть серебра в треть, меди две доли и на то чеховое дело на Москве купить товару, то есть серебра добраго деланного с ефимков, да меди на серебряные денги на 100 тысяч рублей».
15 ноября Неплюев отправляет Голицыну письмо, как бы подводящее итоги долгой и кропотливой работы по организации выпуска чехов и содержащее рекомендации по дальнейшей работе Севского монетного двора. «Ноября во 2-м числе, - пишет он, - чеховые снасти как ими стройно и право печатать чехи, уставили, и надежду, государь мой, имею в Бозе Христе, что … чеховое дело и великое пойдет немедленно».
13 января в Севск «для государева дела» посланы 19 работников Оружейной палаты …
Итак, к началу 1687 г. Севский монетный двор оформляется как вполне серьезное предприятие, опиравшеес я на значительный штат квалифицированных работников. К сожалению, сведения о его последующей деятельности остаются неизвестными.
Далее речь о бесславном Крымском походе и опале Самойловича.
Сообщение отредактировал Аркан: 29 декабря 2013 - 18:15