Цитата
"ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ЗАНОВО (так в тексте - В.Ч.) КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ 3-й, 4-й и 10-й АРМИЙ
22 июня 1941 г.
Передаю приказ Наркомата обороны для немедленного исполнения:
1. В течение 22 - 23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.
2. Задача наших войск - не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.
Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.
ПРИКАЗЫВАЮ:
а) в течение ночи на 22 июня 1941 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22 июня 1941 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточение и замаскированно;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.
Тимошенко Жуков
Павлов Фоминых
Климовских..."
Это, как мы видим, трансляция той самой директивы, о которой всё время шёл наш разговор (подписи - Тимошенко, Жуков), но уже с уровня командующего Западным особым военным округом (подписи - Павлов, Фоминых, Климовских) на уровень командования трёх приграничных армий.
Здесь ничего нового нет. Текст полученной из Москвы директивы НКО и Генштаба передан точно.
Но вот дальше мы читаем самое интересное.
Примечания к документу.
"...ЦА МО РФ. Ф.208. Оп.2513. Д.71. Л.69. Машинопись. Имеются пометы: "Поступила 22 июня 1941 г. в 01-45", "Отправлена 22 июня 1941 г. в 02-25 - 02-35". Подлинник, автограф..."
Разберём дату, написано 22 июня 1941 года, но это дата прихода на уровень командующего Западным округом. Почему я пишу 21 июня.
Цитата
Открываем снова "Журнал записи лиц, принятых И. В. Сталиным". Двадцать первое июня 1941 года. В кабинет Сталина вошли действительно трое.
20 часов 50 минут. Вошли Тимошенко, Жуков, Будённый.
22 часа 20 минут. Вышли Тимошенко, Жуков, Будённый.
В этот временной интервал директива была утверждена, подписана и пошла в войска. Думаю логично датой документа считать момент его утверждения, а не когда она дошла до адресата или кто то против?
Почему так долго шла и где гуляла эта директива я сказать затрудняюсь, что это было осмысленный саботаж или разгильдяйство, но что то такое было. Почитайте Чунихина он выдвигает версии, но слишком громоздко что бы всё сюда копи-пастить.
Ещё кое какие штришки:
Цитата
Читаем воспоминания адмирала Кузнецова.
Вот это, например.
"...В 02 часа 40 минут все корабли и части флота уже были фактически в полной боевой готовности. Никто не оказался застигнутым врасплох.
Позади были недели и месяцы напряженной, кропотливой, иногда надоедливой работы, тренировок, подсчетов и проверок. Позади были бессонные ночи, неприятные разговоры, быть может, взыскания, наложенные за медлительность, когда людей поднимали по тревоге. Многое было позади, но все труды, потраченные время и нервы - все было оправдано сторицей в минуты, когда флоты уверенно, слаженно и без проволочек изготовились к встрече врага..."
Почему до флотских всё пришло вовремя? Не было саботажников либо разгильдяства было меньше.
По разбомбленным самолётам, одна из важнейших причин катастрофического начала ВОВ.
Цитата
Маршал Василевский в своих воспоминаниях писал о том, что Генштаб еще 19 июня отдал приказ приграничным военным округам "маскировать аэродромы, воинские части, парки, склады и базы и рассредоточить самолеты на аэродромах".
Ну, меры по маскировке в полном объеме - песня сравнительно долгая. Здесь выполнить что-то за два оставшихся дня было нереально. А вот рассредоточить-то самолеты - можно было?
Тем более, что требование это в приказе (номер 0042 от 19 июня 1941 года) было сформулировано предельно жёстко:
"...3. Категорически воспретить линейное и скученное расположение самолетов; рассредоточенным и замаскированным расположением самолетов обеспечить их полную ненаблюдаемость с воздуха..."
Далее.
Цитата
"...Из протокола допроса Павлова Д.Г.
От 7 июля 1941 г.
Генерал Павлов:
"...Явившиеся ко мне в штаб округа командующий ВВС округа Копец и его заместитель Таюрский доложили мне, что авиация приведена в боевую готовность полностью и рассредоточена на аэродромах в соответствии с приказом НКО.
Этот разговор с командующими армий происходил примерно около двух часов ночи (22 июня - В.Ч.)...
Павлов свалил всё на Копца, который, как известно, застрелился. Но есть большие подозрения, что Павлов был в курсе ситуации, Чунихин об этом пишет. По какой причине самолёты не были рассредоточены и замаскированы, опять же можно только предполагать. Так что Павлов свой приговор скорее всего заслужил. В Одесском округе всё было сделано, потери в авиации были значительно меньше.
А валить всё на Сталина это довольно глупо и безыдейно. Не может руководитель государства ездить по аэродромам и проверять исполнение приказов. Кста Чунихин приводит любопытный эпизод о том как вояки "боялись" кровавого тирана и как он гнобил их за малейшую провинность. Из мемуаров маршала Голованова.
Цитата
Весна 1942 года.
"...Не помню точно день, но это, кажется, было весной, в апреле, мне позвонил Сталин и осведомился, все ли готовые самолеты мы вовремя забираем с заводов. Я ответил, что самолеты забираем по мере готовности.
- А нет ли у вас данных, много ли стоит на аэродромах самолетов, предъявленных заводами, но не принятых военными представителями? - спросил Сталин.
Ответить на это я не мог и попросил разрешения уточнить необходимые сведения для ответа.
- Хорошо. Уточните и позвоните, - сказал Сталин.
Я немедленно связался с И. В. Марковым, главным инженером АДД (Авиации дальнего действия - В.Ч.). Он сообщил мне, что предъявленных заводами и непринятых самолетов на заводских аэродромах нет. Я тотчас же по телефону доложил об этом Сталину. [168]
- Вы можете приехать? - спросил Сталин.
- Могу, товарищ Сталин.
- Пожалуйста, приезжайте.
Войдя в кабинет, я увидел там командующего ВВС генерала П. Ф. Жигарева, что-то горячо доказывавшего Сталину. Вслушавшись в разговор, я понял, что речь идет о большом количестве самолетов, стоящих на заводских аэродромах. Эти самолеты якобы были предъявлены военной приемке, но не приняты, как тогда говорили, "по бою", то есть были небоеспособны, имели различные технические дефекты.
Генерал закончил свою речь словами:
- А Шахурин (нарком авиапромышленности. - А. Г.) вам врет, товарищ Сталин.
- Ну что же, вызовем Шахурина, - сказал Сталин. Он нажал кнопку - вошел Поскребышев. - Попросите приехать Шахурина, - распорядился Сталин.
Подойдя ко мне, Сталин спросил, точно ли я знаю, что на заводах нет предъявленных, но непринятых самолетов для АДД. Я доложил, что главный инженер АДД заверил меня: таких самолетов нет.
- Может быть, - добавил я, - у него данные не сегодняшнего дня, но мы тщательно следим за выпуском каждого самолета, у нас, как известно, идут новые формирования. Может быть, один или два самолета где-нибудь и стоят.
- Здесь идет речь не о таком количестве, - сказал Сталин. Через несколько минут явился А. И. Шахурин, поздоровался и остановился, вопросительно глядя на Сталина.
- Вот тут нас уверяют, - сказал Сталин, - что те семьсот самолетов, о которых вы мне говорили, стоят на аэродромах заводов не потому, что нет летчиков, а потому, что они не готовы по бою, поэтому не принимаются военными представителями, и что летчики в ожидании матчасти живут там месяцами.
- Это неправда, товарищ Сталин, - ответил Шахурин.
- Вот видите, как получается: Шахурин говорит, что есть самолеты, но нет летчиков, а Жигарев говорит, что есть летчики, но нет самолетов. Понимаете ли вы оба, что семьсот самолетов - это не семь самолетов? Вы же знаете, что фронт нуждается в них, а тут целая армия. Что же мы будем делать, кому из вас верить? - спросил Сталин.
Воцарилось молчание. Я с любопытством и изумлением следил за происходящим разговором: неужели это правда, что целых семьсот самолетов стоят на аэродромах заводов, пусть даже не готовых по бою или из-за отсутствия летчиков? О таком количестве самолетов, находящихся на аэродромах заводов, мне слышать не приходилось. Я смотрел то на Шахурина, то на Жигарева. Кто же из них прав? [169]
Невольно вспомнилась осень 1941 года, когда Жигарев обещал Сталину выделить полк истребителей для прикрытия выгружавшейся на одном из фронтов стрелковой дивизии, а оказалось, что истребителей у него нет. Как Павел Федорович тогда вышел из весьма, я бы сказал, щекотливого положения? Не подвел ли его и сейчас кто-нибудь с этими самолетами? Алексея Ивановича Шахурина я уже знал как человека, который не мог делать тех или иных заявлений, а тем более таких, о которых сейчас идет речь, предварительно не проверив, да еще не один раз, точность докладываемых в Ставку данных.
И тут раздался уверенный голос Жигарева:
- Я ответственно, товарищ Сталин, докладываю, что находящиеся на заводах самолеты по бою не готовы.
- А вы что скажете? - обратился Сталин к Шахурину.
- Ведь это же, товарищ Сталин, легко проверить, - ответил тот. - У вас здесь прямые провода. Дайте задание, чтобы лично вам каждый директор завода доложил о количестве готовых по бою самолетов. Мы эти цифры сложим и получим общее число.
- Пожалуй, правильно. Так и сделаем, - согласился Сталин. В диалог вмешался Жигарев:
- Нужно обязательно, чтобы телеграммы вместе с директорами заводов подписывали и военпреды.
- Это тоже правильно, - сказал Сталин.
Он вызвал Поскребышева и дал ему соответствующие указания. Жигарев попросил Сталина вызвать генерала Н. П. Селезнева, который ведал заказами на заводах. Вскоре Селезнев прибыл, и ему было дано задание подсчитать, какое количество самолетов находится на аэродромах заводов. Николай Павлович сел за стол и занялся подсчетами.
Надо сказать, что организация связи у Сталина была отличная. Прошло совсем немного времени, и на стол были положены телеграммы с заводов за подписью директоров и военпредов. Закончил подсчет и генерал Селезнев, не знавший о разговорах, которые велись до него.
- Сколько самолетов на заводах? - обратился Сталин к Поскребышеву.
- Семьсот один, - ответил он.
- А у вас? - спросил Сталин, обращаясь к Селезневу.
- У меня получилось семьсот два, - ответил Селезнев.
- Почему их не перегоняют? - опять, обращаясь к Селезневу, спросил Сталин.
- Потому что нет экипажей, - ответил Селезнев. [170]
Ответ, а главное, его интонация не вызывали никакого сомнения в том, что отсутствие экипажей на заводах - вопрос давно известный.
Я не писатель, впрочем, мне кажется, что и писатель, даже весьма талантливый, не смог бы передать то впечатление, которое произвел ответ генерала Селезнева, все те эмоции, которые отразились на лицах присутствовавших, Я не могу подобрать сравнения, ибо даже знаменитая сцена гоголевский комедии после реплики: "К нам едет ревизор" - несравнима с тем, что я видел тогда в кабинете Сталина. Несравнима она прежде всего потому, что здесь была живая, но печальная действительность. Все присутствующие, в том числе и Сталин, замерли и стояли неподвижно, и лишь один Селезнев спокойно смотрел на всех нас, не понимая, в чем дело... Длилось это довольно долго.
Никто, даже Шахурин, оказавшийся правым, не посмел продолжить разговор. Он был, как говорится, готов к бою, но и сам, видимо, был удивлен простотой и правдивостью ответа.
Случай явно был беспрецедентным. Что-то сейчас будет?! Я взглянул на Сталина. Он был бледен и смотрел широко открытыми глазами на Жигарева, видимо, с трудом осмысливая происшедшее. Чувствовалось, его ошеломило не то, почему такое огромное число самолетов находится до сих пор еще не на фронте, что ему было известно, неустановлены были лишь причины, а та убежденность и уверенность, с которой генерал говорил неправду.
Наконец, лицо Сталина порозовело, было видно, что он взял себя в руки. Обратившись к А. И. Шахурину и Н. П. Селезневу, он поблагодарил их и распрощался. Я хотел последовать их примеру, но Сталин жестом остановил меня. Он медленно подошел к генералу. Рука его стала подниматься. "Неужели ударит?" - мелькнула у меня мысль.
- Подлец! - с выражением глубочайшего презрения сказал Сталин и опустил руку. - Вон!
Быстрота, с которой удалился Павел Федорович, видимо, соответствовала его состоянию. Мы остались вдвоем..."
Дальше тоже интересно, но существа нашего разговора мало касается. Поэтому, остановлюсь.
То, что произошло в дальнейшем, хорошо известно. Жигарев был снят с поста Главкома ВВС и направлен на новую должность с понижением (не в звании, а только в должности). Он был назначен командовать авиацией Дальневосточного фронта, где и провоевал благополучно всю войну. Такова была бесчеловечная сталинская репрессия по отношению к бесстрашному борцу со сталинизмом.
После войны он снова оказался на коне, а при Хрущёве и вовсе поднялся как никто в авиации, став не просто Главным маршалом авиации, но и Первым заместителем Министра обороны СССР.