Итоговый отчет Совета безопасности Нидерландов по катастрофе Boeing оставляет больше вопросов, чем ответов, российские запросы и данные зачастую игнорировались, в связи с чем РФ в ближайшее время инициирует возобновление расследования и обращается в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), сообщил замглавы Росавиации Олег Сторчевой.
Совет безопасности Нидерландов 13 октября представил итоги расследования авиакатастрофы малайзийского Boeing-777, летевшего из Нидерландов рейсом MH17. В докладе отмечается, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук".
При этом в комментариях к российским замечаниям уточняется, что речь может идти как о ракете 9М38, которая фигурирует в выводах концерна "Алмаз-Антей" (производителя систем "Бук") по катастрофе MH17, так и о более поздней модификации - 9М38М1.
Украинская ошибка
По словам Сторчевого, Россия категорически не согласна с выводами доклада Совета безопасности Нидерландов по катастрофе Boeing, поскольку "уровень нелогичности в отчете зашкаливает". Замглавы Росавиации тем не менее отметил, что в докладе есть один пункт, который РФ считает справедливым, - он указывает на ответственность Украины, не закрывшей воздушное пространство над зоной боевых действий.
"Мы поддерживаем сделанный в окончательном отчете вывод о том, что украинская сторона несет полную ответственность за незакрытие воздушного пространства в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для полетов гражданских воздушных судов", - сказал Сторчевой.
Он уточнил, что украинские власти не смогли обеспечить должную координацию действий между военными органами и полномочным органом по обслуживанию воздушного движения, несмотря на явные угрозы безопасности.
В привязке к катастрофе малайзийского Boeing в Росавиации вспомнили и инцидент 2001 года, когда над Черным морем украинскими военными был сбит российский Ту-154.
"Не могу не вспомнить еще одну трагедию, произошедшую в РФ на Черном море в 2001 году, когда во время военных учений… украинской ракетой был поражен… Ту-154 авиакомпании "Сибирь". И, несмотря на проведенное расследование, представленные факты… Украина до сих пор не признала свою ответственность за эту катастрофу", - подчеркнул Строчевой, напомнив, что компенсация авиакомпании "Сибирь" до сих пор не выплачена.
Предложения России остались без ответа
Замглавы Росавиации заявил, что деятельность России при расследовании крушения малайзийского Boeing на востоке Украины, к сожалению, была сведена к информированию, хотя Москва предлагала проведение совместных исследований.
"Наша деятельность в этой комиссии сводилась к предоставлению необходимой информации для работы. Хотя мы неоднократно на всех совещаниях предлагали свое активное участие, причем не одностороннее, а совместное со всеми странами. Но все наши предложения были оставлены без ответа", - отметил замглавы ведомства.
В то же время Нидерланды, по его словам, отказались предоставить России якобы обнаруженные на месте крушения MH17 фрагменты ракеты "Бук" и их номера. Более того, российским экспертам отказали даже в просьбе посетить место крушения МН17.
"Что касаемо посещения места, мы бы тоже хотели побывать на этом месте и сделали все возможное, но не смогли без разрешения комиссии туда выехать. Там побывали члены малайзийской и украинской комиссии. О том, что российские специалисты там были, я могу абсолютно четко заверить: мы там не были", - сказал Сторчевой.
Он также заметил, что Россия так и не получила ответы на свои вопросы по катастрофе МН17 на востоке Украины, в том числе озвученные Минобороны РФ.
Дело темное
В Росавиации отмечают огромное количество "белых пятен" в расследовании, которые не позволяют с достоверной точностью определить обстоятельства катастрофы малайзийского Boeing.
Сторчевой заявил, что Россия неоднократно обращалась в комиссию с просьбой сделать официальные запросы в США для предоставления данных с американских спутников, однако всякий раз получала отказ.
"Сначала мы получали ответы от председателя комиссии о том, что таких данных у них нет, потом он сказал, что им представили эти данные неофициально, поэтому они нам представить их официально не можем. У нас это вызвало удивление. Если есть такие важные данные, почему они не предоставляются в комиссию? Кому это нужно?" - задался вопросом Сторчевой.
Росавиация, по его словам, не исключает существования неких тайных соглашений между Украиной и Нидерландами по расследованию катастрофы МН17, поскольку данные о том, что сбившая Boeing ракета была пущена из Снежного, похожи на "домашнюю работу" Киева для комиссии по расследованию.
"Представитель Украины попросил специалиста, который представлял этот анализ, сказал (ему): "Ну, вы расчеты уже все сделали, наверное, определили точку запуска, озвучьте нам точку запуска". И этот специалист нам ее озвучил, назвав Шнитце. Видя этот конфуз, представитель Украины попросил поправиться и сказал: "Ну, наверное, это Снежное". И он (специалист) сказал: "Да, да, это Снежное". Ну, в принципе, мы могли сделать вывод о том, что это "домашняя работа", "правильное взаимодействие" проведено правильно", - сказал Сторчевой.
Версия пуска ракеты со стороны Снежного, по его словам, совершенно неправдоподобна, поскольку при пуске из данного района ее бы обнаружили украинские РЛС, и уже на следующий день эта информация была бы представлена комиссии и всему миру.
Невозможность пуска из района Снежного подтверждают и натурные эксперименты концерна "Алмаз-Антей", которые в совокупности с анализом характера повреждений борта MH-17 позволили установить, что ракета могла быть выпущена исключительно из района населенного пункта Зарощенское, контролируемого украинскими силовиками.
Тем не менее обнародованный во вторник доклад Совета безопасности Нидерландов так и не внес ясность в вопрос о месте пуска зенитной ракеты. В документе лишь говорится, что ракета ЗРК "Бук", которой был сбит лайнер "Малайзийских авиалиний", была выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины, точное местонахождение ЗРК "Бук" не было указано.
Вызывают у Росавиации вопросы и некоторые фотодокументы, выступавшие в расследовании в качестве доказательств. В частности, одна из представленных Нидерландами фотографий фрагмента ракеты, якобы сбившей MH17 на Украине, была поставлена под сомнение ее разработчиком.
"Одна из представленных нам фотографий части ракеты сразу же концерном ПВО "Алмаз Антей" была поставлена под сомнение в связи с тем, что она не могла при взрыве ракеты остаться целой. В дальнейшем своими испытаниями концерн доказал это", - подчеркнул замглавы Росавиации.
Он добавил, что в окончательном отчете комиссии фотографии с этим фрагментом ракеты уже не было.
Сторчевой подчеркнул, что голландское расследование не предоставляет однозначных данных, подтверждающих тип ракеты, которая поразила малайзийский Boeing на востоке Украины, а значит, Россия будет продолжать собственные исследования, так как не считает версию о поражении самолета ракетой ЗРК "Бук" окончательной.
"Нигде вы не услышите окончательную версию, что именно ракета "Бук" повредила (лайнер). Мы делали исследования и расчеты, исходя именно из тех позиций, потому что нам сразу же в начале года было объявлено, что воздушное судно поражено ракетой "Бук". Поэтому мы и проводили эти исследования", - сказал он.
В Совете безопасности Нидерландов РИА Новости не смогли как-либо прокомментировать претензии Росавиации по сути, заявив лишь, что Россия была аккредитована на все встречи комиссии по расследованию и получила проект доклада.
"Российская Федерация аккредитовала своих представителей в международной комиссии по расследованию, они присутствовали на всех трех ее встречах в феврале, мае и августе 2015 года и получили проекты отчета. Комментарии Российской Федерации и ответ Совета безопасности Нидерландов содержатся в приложении L итогового доклада", - заявили РИА Новости в голландском Совбезе.
Возобновление расследования
Россия, по словам замглавы Росавиации, намерена воспользоваться своим правом инициировать возобновление расследования обстоятельств крушения рейса MH17 и приглашает другие страны присоединиться к изучению российских расчетов и данных по катастрофе.
"Российская Федерация воспользуется представленным стандартом 5.13 тринадцатого приложения Конвенции международной гражданской авиации инициировать возобновление расследования катастрофы", - сказал он.
Сторчевой также сообщил, что Россия уже обратилась в ИКАО с просьбой вмешаться в ход расследования в связи с тем, что анализ расхода украинских ракет, способных сбить Boeing, так и не был проведен.
"Такой возмутительный подход к расследованию вынудил нас обратиться в ИКАО с просьбой вмешаться в ход расследования", - пояснил он.
По словам замглавы ведомства, дальнейший путь расследования крушения рейса MH17 на Украине лежит через взаимное доверие и качественный анализ данных, в том числе российских.
"На сегодняшний день есть один путь - основываясь на доверии друг к другу и на квалифицированном качественном проведении анализа всех имеющихся данных продолжить исследования. Приняв во внимание все факты, в том числе и предоставленный российской стороной расчет", - сказал он.