Сокрушение гиганта. Неизбежен ли был распад СССР
В этом году исполняется 20 лет с момента развала СССР. Развал Советского Союза был документально оформлен и официально подписан 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководителями трех из пятнадцати (!) Союзных республик бывшего СССР, – это были Б.Ельцин (Россия), Л.Кравчук (Украина) и С.Шушкевич (Белоруссия).
По мнению защитников Беловежских соглашений 1991 года, СССР сам развалился без их участия. Но, как известно, распад любого государства становится неизбежным лишь в том случае, если для этого созревают экономические условия, сопровождаемые социальными потрясениями. Вот с этих позиций и рассмотрим вопрос о распаде самого большого государства в мире, первого в Европе и второго в мире (после США) по экономическому развитию, каким являлся СССР до 1991 года. Социальными предпосылками распада Союза должны были заключаться в том, что «низы» уже больше не хотели жить в едином государстве, а «верхи» – не могли (только не путайте с понятием «не хотели») управлять государством в создавшихся экономических условиях. Всесоюзный референдум, проведенный 17 марта 1991 года, т.е. за девять месяцев до развала СССР, показал, что более чем три четверти населения высказалось за единый союз. А остальные либо проигнорировали его, либо действительно высказались против союза, но они оказались в значительном меньшинстве. Следовательно, нельзя утверждать, что «низы» не хотели больше жить в едином государстве. С экономической точки зрения СССР выглядел следующим образом: за последние 5–7 лет перед развалом страна производила треть мировой научной продукции, входила в тройку самых образованных стран мира, добывала 30% мирового производственного сырья, входила в пятерку самых безопасных, стабильных стран мира, имея полный политический суверенитет и экономическую независимость. C 1986 по 1990 годы колхозы-совхозы и личные хозяйства СССР ежегодно увеличивали продажу продовольствия государству в среднем на 2%. Сельское хозяйство производило пшеницы в 2 раза, а ячменя в 5 раз больше, чем сельское хозяйство США. Валовой сбор ржи на наших полях был в 12 раз больше, чем на полях ФРГ. Количество сливочного масла в СССР за три последние пятилетки возросло на треть и составило 21% мирового производства. А наша доля в мировом производстве мяса равнялась 12% при населении, не превышающем 5% от населения всего мира, у нас было лучшее в мире
спортивное питание. Еще более благополучно выглядели наши показатели в промышленности. СССР производил 75% мирового производства льняных, 19% шерстяных и 13% хлопчатобумажных тканей. Обуви у нас изготовлялось в 6 раз больше, чем в США, и в 8 раз больше, чем в Японии. В мировом производстве товаров длительного пользования доля нашей страны составляла: по телевизорам – 11%, по пылесосам – 12%, по утюгам – 15%, по холодильникам – 17%, по часам – 17%. Если, зная все эти цифры, еще учесть, что СССР располагал 22% мирового производства стали, 22% нефти и 43% газа, если принять во внимание, что в Советском Союзе руды, угля и древесины на душу населения приходилось в 7–8 раз больше, чем в таких развитых европейских державах, как, например, Франция, то тогда не миновать вывода: ни в 1985 году с началом горбачёвской перестройкой, ни позже с началом ельцинско-путинских реформ кризиса в советской экономике не было. Спасать ее с помощью каких-то экстренных мер не требовалось. СССР являлся крупнейшим в мире производителем как сырья, так и товаров первой необходимости. 290 миллионов его граждан – 5% населения планеты – обладали всем потребным для нормальной жизни и нуждались не в увеличении производства, а в улучшении качества товаров и в упорядочении их сбережения и распределения. Следовательно, и экономические предпосылки не способствовали распаду СССР. А как же на фоне этого выглядела политика руководителей социалистическим государством? В 70-х годах, особенно в самом их начале, мясо и мясопродукты свободно продавались у нас в продовольственных магазинах по твердым ценам. Дефицита мяса в СССР не было потому, что его излишек на мировом рынке составил 210 тысяч тонн. В 80-х же годах картина изменилась. В 1985 году нехватка мяса на мировом рынке равнялась 359 тысячам тонн, в 1988 году – 670 тысячам тонн. Чем больше испытывал прочий мир нехватку мяса, тем огромней становились у нас очереди за ним. В 1988 году СССР, который уступал по количеству произведенного мяса только США и Китаю, продал его своим гражданам на 668 тысяч тонн меньше, чем произвел. Эти тысячи тонн уплыли за границу, чтобы восполнить там дефицит. С начала 70-х СССР из года в год увеличивал производство сливочного масла. В 1972 году его можно было купить практически в любом продовольственном магазине страны, поскольку в Западной Европе и США своего масла имелось в достатке. А в 1985 году нехватка масла на мировом рынке составила 166 тысяч тонн. И в СССР при продолжавшемся росте производства масла появились очереди за ним. За все послевоенное время у нас никогда не существовало проблем с сахаром. Не существовало до тех пор, пока на Западе не стали пристально заботиться о здоровье и не убедились, что наш желтый свекольный сахар полезнее тростникового. И тогда мы, произведя сахара в 2 раза больше, чем США, остались без сладкого. Главная причина возникшего у нас в 80-е годы продовольственного дефицита – не кризис производства, а огромный рост вывоза из страны. По-другому никак не объяснить ни исчезновения из наших магазинов вышеупомянутых продуктов, ни того, что мы, произведя 32% мирового выпуска молочных консервов и 42% рыбных консервов, собирая 30% мирового урожая яблок, 35% вишни, 44% слив, 70% абрикосов и 80% дынь, остались и без консервов, и без фруктов. Следовательно, политику надо было направлять не на развал СССР, а на устранение неэквивалентного товарообмена с заграницей и остановить огромную утечку туда за бесценок нашего сырья, продовольствия и промышленных изделий, ибо очереди за товарами повседневного спроса, которые появились в наших магазинах в конце 70-х – начале 80-х годов, были вызваны не сокращением их производства (оно все время росло), а увеличением вывоза советских товаров за рубеж. Теснота очередей в наших магазинах зависела прежде всего от положения дел не в отечественной, а в зарубежной экономике. Страны Запада давно отказались от наращивания общего объема производства и все свои усилия сосредоточили на выпуске высококачественных изделий и экологически чистых продуктов. Недостающую же массу товаров Запад предпочитал получать из слаборазвитых стран и из Советского Союза. Ему это удавалось делать через подкуп высшей номенклатуры, распоряжавшейся в СССР как производством, так и распределением товаров. Продажные советские чиновники восполняли второсортный дефицит на Западе, опустошая наши магазины, и таким образом помогали западным державам успешно решать их проблемы суперрентабельного производства. Если в СССР общая масса всех товаров из года в год неуклонно росла, то на Западе она ежегодно снижалась. За 19 лет – с 1966 по 1985 годы – темпы выпуска валовой внутренней продукции на душу населения в развитых капиталистических странах уменьшились более чем в 4 раза. Но при этом жизнь на Западе становилась все лучше и лучше, ибо возрастающий спрос на изысканные товары он удовлетворял сам, а товары, необходимые, но не престижные, получал из стран третьего мира и из СССР. Следует признать, что благодаря политике нашего руководства экономика бывшего СССР работала на благополучие Запада довольно продуктивно. Однако там все понимали, что эта продуктивность является довольно шаткой, если не поменять общественно-экономический строй в СССР. И поэтому перед Западом стояла задача: как перестроить Советский Союз, чтобы напрямую, а не через подкуп политических лидеров, и в более широких масштабах использовать советские республики в качестве колониальных придатков для развития своей экономики. И все то, что сегодня делает команда президентов бывших советских республик, есть не что иное, как выполнение данной задачи. Следовательно, в развале СССР главную роль сыграла политика. И поэтому без изменения ее для государства в целом нельзя ожидать каких-либо положительных результатов от нынешних реформ, острие которых направлено в основном на сохранение и продолжение «ошибочных» действий в руководстве страной. Однако президент Д.Медведев и премьер-министр В.Путин заявляют, что они не намерены менять политический курс России, установленный Б.Ельциным с помощью танков. В этом случае у народа есть шанс самому при помощи бюллетеней 12 марта 2012 года сменить политический курс страны. Россия должна быть свободной и независимой от иностранного вмешательства в процессы развития нашей страны.
Владимир Ембулаев. Владивосток. Газета «Советская Россия» [13/12/2011]
Всё, что предсказывалось в этой статье в 2011 году сбывается теперь. Путин не поменял курс на развитие собственного народного хозяйства и теперь остался у разбитого корыта. По-сути, вся ельцинско-путинская экономика - это сырьевой придаток Запада и развитие банковской системы, направленной на вывоз всей прибыли за рубеж. А теперь спохватились, начали развивать... Что мешало Путину провести реформы, направленные на внутреннего производителя раньше? Кому нужна олигархическо-эксплуатационная модель, кому нужны Дерипаски, Кудрины, Чубайсы, Грефы, Прохоровы? Народу при них стало лучше жить? Отток капитала уменьшился? Нет! Увеличилось только количество вилл, островов, замков, особняков российских олигархов по всему миру. Но разве это та самая русская мечта, о чём мечтали россияне? И теперь, когда жареный петух клюнул, Путин опомнился и осознал, что надо развивать свою экономику. Молодец, спасибо Западу за санкции!