Мысль. Вдруг она будет полезной. Или бесполезной..
И наверняка она требует проработки. Поэтому сразу извенюсь за сумбурность и возможную нелогичность..
1. На карте 1740 года например (есть в "старых картах") показана Большая Першпективная дорога на Москву. Понятно что название "Першпективная" не от "планируемая", а от слова "далеко видно"..
Важно другое. На плане дорога упирается в Финский залив.
Это можно увидеть и на других картах.
При этом она пересекает дорогу от Гатчины и Царского Села через Пулково к центру Петербурга. Ситуация сохраняется и поныне - Московское шоссе пересекает Пулковское кторое переходит в Московский проспект идущий к центру города, и продолжается Краснопутилоский улицей.
Если дорога построена чтобы ездить из Петербурга в Москву продолжать ее до залива нет смысла - лишние затраты... Не думал же Петр I сделать удобный подъезд к будущему Путиловскому заводу...
Лишние 2 километра обустроенной дороги и тогда и сейчас стоят денег..
Совсем другое дело если дорога вела в порт, кторый связывал Москву и новую столицу - Кронштадт...
Тогда поворот к нынешнему центру Петербурга и не был актуален...
2. Дорога от Пулкова к центру Петербурга (ныне Московский проспект) до цента не доходит. Она фактически заканчивается Сенной площадью. То есть когда она строилась или эта дорога не должна была выходить к центру или строилась тогда, когда половина города уже была построена и сносить кварталы было поздно..
3. Логичный вопрос - а как добираться из центра Петербурга (напомним себе - столицы!) например в Москву ("вторую столицу"). Это же важная дорога, нужно ездить как можно скорее (войска, депеши, наконец царские кареты). Поэтому едим по Невскому проспекту, потом по Лиговскому, потом на Московский потом опять поворот на Московское шоссе... Что-то с теми кто планировал город было не то... Очень "удобно" запланировали.
Вариант через мелкие улицы выезд к Сенной площади и далее по Московскому таке неуместен...
Вывод - когда прокладывали дороги в Петербурге никто в сторону Москвы ездить и не собирался... А потом, когда город сложился, пришлось ездить по тем путям, кторые уже были...
4. В ТИ известно, что столицей был Петербург, потом стала Москва а потом столицу опять вернули в Петербург.
А если представить по-другому. Первый раз столицей Петербург (нынешний) не бы. Был другой город (например Кронштадт), потом из-за смены царей и неудобства географического положения столицу вернули в Москву, а затем в Петербург на Неве, назвав "повторным" присвоением городу столичного статуса. А на самом деле - именно в этот момент Петербург и стал столицей..
Это придумка и ее нужно бы проверить...
5. картографы, как правило, рисуют то что им известно, а не то что должно быть им известно по мнению ТИ историков. Это мнение формируется через десятки и сотни лет после изготовления карты...
Может быть стоит допустить, что город на острове который мы назваем Кронштадт и был основанный Петром I Петербургом.??
Петербург - город Петра или город основанный Петром. Кронштадт - сейчас предлагают переводить "коронный город". Но по правилам немецкого языка читать надо сначала последнее слово а потом первое - "город короны" - СТОЛИЦА. Одно другому не противоречит. Столичный город, основанный Петром следует назвать "столичный город Петербург" или "коронный город Петра"...
6. И тогда мы получаем правильное указание на картах города Петербург и находим смысл строиттельства дороги на Москву до самого залива...
Если вспомнить, что в ТИ Петр I все время ездит в Кронштадт, то понятно - в столицу.
Если как получается из Ваших исследований Петр I пришел с Финского залива и был чужд месному населению, то лучшее место для строительства столицы - остров в Финском заливе...
Приношу извинения - иногда, когда спешу писать тексты "проглатываю" окончаания и путаю буквы местами...