Итак, первым известен угорский, описание которого увидело свет в 1785 г., когда он находился в коллекции рижанина И.Х.Броце (1742-1823), затем у тамошнего бургомистра Ф.И.Германа (1786-1856), затем у Г.Минуса (1810-1876). В 1864 г. приобретен Эрмитажем и находится ныне там. Известен в единственном экземпляре.
Вес 3,39 г, диаметр 23,5 мм, 958 проба.
Вот он, в т.ч. и вживую:
История с корабельником более туманна, что отмечает И.Г.Спасский в своей статье "Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана 3", официальная версия такова - приобретенный в 1975 г. Эрмитажем в обмен на серебряные рубли (польские талеры?) у коллекционера из Львова, он достался тому от бабушки, долгое время жившей в Радзивиловке, одном из имений Радзивиллов, которая хранила монету как семейную реликвию.
В 2004 г. в в журнале "Нумизматика" появился рассказ Владимира Шлапинского, последнего частного владельца корабельника. Он описывает, как купил корабельник у одного "знакомого коллекционера", затем обратились в Эрмитаж для экспертизы и обмена на редкие польские талеры, придумав историю про бабушку из Радзивиловки. После долгого изучения корабельника Спасским, Рыбаковым и др. монета была обменена на "22 серебрянные монеты из дублетов Эрмитажа".
Также известен в единственном экземпляре, вес 7,29 г, диаметр 33 мм, проба 900.
Вот он:
В заключение поста не могу не упомянуть про легенду (выражусь пока так, потому что у меня эта история вызывает некое сомнение)о серебряном корабельнике.
По самой распространенной версии, серебряный корабельник так же происходит из Львова и от того же коллекционера Шлапинского, в литературе (которой я не встречал) он, якобы, назван "киевским", так как около 2000 г. был предъявлен в киевский Музей исторических сокровищ Украины, а потом "исчез" - осел у некоего коллекционера.
На рубеже 1-го десятилетия нашего века некий коллекционер из Астрахани усердно продвигал еще один серебряный корабельник, очень усиленно пиарил, со слов показывал его и М.П.Сотниковой, и И.В.Ширякову, которые были "впечатлены" и т.д., и т.п. Автор приводил и результаты спектрограммы металла, и ссылался на экспертное заключение Хаврина (Эрмитаж), и пытался эвристическим путем доказать, что сие не может быть подделкой методом от противного с окончательным вердиктом "Абсурд" (это про версию с подделкой)...
Ну, и самое главное - предложения о продаже сего раритета, "открытия века" Эрмитажу, Русскому музею, музею Московский Кремль, ГМИИ им. Пушкина, равно как и частным лицам.
Чуть не забыл - корни корабельника снова из Львова, вновь некий неизвестный нумизмат из Львова меняет сие на картину, новый владелец продает за небольшую сумму (100 дол.) теперешнему владельцу из Астрахани со словами "Жетон? Монета? Артефакт? Серебро."
Вообщем такая вот история. Я склонен считать эту историю попыткой легализации умелой подделки, чем все закончилось - неизвестно. Думаю, вряд ли Ширяков или кто-то другой отказались бы от славы первооткрывателя уникальной монеты ... Буду рад изменить свое мнение, когда наука признает это открытие.
Вот сей серебряный корабельник, вес 10,76 г, диаметр 36 мм:
Ну, и выводы владельца таковы, что монету чеканил Иван Иванович Молодой примерно в 1479-1485 гг., до своего тверского княжения в качестве своей декларации как престолонаследника.
И самое главное:
Цитата
Ага, только ни нумизматы, ни музеи еще не осознали сенсацию и сокровище ... Никак заговор злобных и коварных прусских историков?
Сообщение отредактировал Аркан: 16 декабря 2013 - 08:26