" А из рода-то ты , ведь , Скуратовых , и семьёю ты вскормлен Малютиной ! " , - такими словами в "Песне про купца Калашникова" царь Иван Грозный пытается подбодрить приунывшего опричника Кирибеевича . Однако , здесь поэт Лермонтов гонит отсебятину : в то время дворянского рода Скуратовых , как такового , ещё не существовало . Малюта Скуратов официально звался Григорием Лукьяновичем Бельским . Прозвище Малюта он получил за свой малый рост - это было его , так называемое , второе - народное - имя , которые в те времена практиковались наряду с именами крестильными . Скуратовым он стал именовать себя в силу того , что отец Малюты , Лукьян Афанасьевич Бельский , носил прозвище Скурат . Род дворян Скуратовых отсчитывается , начиная с брата Малюты - Ивана Скуратова , поскольку у Малюты не было сыновей (было три дочери) . В историю Григорий Бельский (Малюта Скуратов) вошёл как главный руководитель опричины . Однако , Малюта не был в числе создателей опричины . Его возвышение на первую роль произошло позднее . Процитирую историка Б.И. Левченко (http://www.litmir.ne...r/?b=133743&p=1 ) :
Цитата
Согласно Пискаревскому летописцу, опричнина была создана по совету «злых бояр» Алексея Басманова и Василия Юрьева. Именно им, да еще князю Афанасию Вяземскому поручил Иван IV«перебор людишек»– изучение родословных и дружеских связей будущих членов охранного корпуса. К сожалению, мы не знаем, какими критериями отбора пользовались Басманов со товарищи, но отсев был огромный: из 12 тысяч кандидатов в опричнину попало всего лишь 570 человек, то есть менее пяти процентов.
Что это были за критерии , можно догадаться из ссылок , приводимых тем же Б.И.Левченко : Цитата
Московский митрополит Филипп Колычев так отзывался об опричниках: «Полк сатанинский, собранный на погубу христианскую». Князь Андрей Курбский в одном из писем Грозному писал:«...собрал себе со всея Русские земли человеков скверных и всякими злостьми исполненных». Иоганн Таубе и Элерт Крузе (лифляндские дворяне, служившие в Посольском приказе) рассказывают: царь выбрал «пятьсот молодых людей, большей частью очень низкого происхождения, смелых, дерзких, бесчестных и бездушных парней. Этот орден предназначался для совершения особенных злодеяний».
Лифляндцы Таубе и Крузе свидетельствуют относительно прошедших отбор в полк сатанинский как о людях "большей частью очень низкого происхождения" . Тем не менее , Григорий Бельский , оказавшийся в числе отобранных , согласно официальной версии скуратовского родослова , являлся потомком польского шляхтича Станислава Бельского , перешедшего на службу к великому князю Василию I-му ; указывается также , что правнук этого Станислава Бельского - Прокофий Зиновьевич , приходившийся родным дядей Малюты , выполнял почетную миссию сопровождения в Литву вел. княжны Елены Иоановны Выданной замуж за литовского правителя . Происхождение Малюты , как явствуется , довольно-таки не низкое . Выходит , что Малюта был исключением ? Не будем спешить с таким выводом .( Богдан Хмельницкий тоже предъявлял себя выходцем из шляхетского рода и правнуком украинского гетмана Венжика Хмельницкого (1534-1566 г.г.) , однако при более пристальном исследовании обнаруживается , что он не только не имел шляхетского происхождения , но и , вообще , не не имел статуса реестрового казака , а в отношении того Хмельницкого был просто однофамильцем .) Если , упомянутый выше Прокофий Зиновьевич , по утверждениям родословцев являлся родным дядей Малюты и соответственно братом его отца , то почему он Зиновьевич , а не Афанасьевич ? Если же он был дядей Малюты со стороны матери , то как он может соотноситься с родом Санислава Бельского ? Нестыковка ! Я так думаю , чо предки Малюты были просто однофамильцами с тем шляхтичем - Станиславом Бельским . В родовых книгах нередки подобные фальсификации . Б.И.Левченко воспроизводит известные версии о происхождении Малюты . Процитируем : Цитата
Настоящее имя Малюты было Григорий Бельский. Дореволюционная энциклопедия дает такую справку: «Скуратовы – дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от польского шляхтича Станислава Бельского, выехавшего к великому князю Василию Дмитриевичу». (Впрочем, иногда встречаешь утверждения, что Малюта происходил из крещеных татар и даже из караимов).
[/font]По мнению некоторых историков, Григорий Бельский был мелкопоместным дворянином, служившим в крепости Белой под Смоленском. Другие исследователи утверждают, что Скуратовы происходят из Переславля-Залесского. «История Звенигородского края» выдвигает третью версию: «Особо следует выделить род вотчинников Бельских, из которых вышел печально знаменитый опричник Малюта Скуратов. Первым известным лицом этой фамилии был Афанасий Остафьев сын Бельского, упоминающийся как послух духовной грамоты 1473 года звенигородского землевладельца Степана Лазарева. Его сын Лукьян Афанасьевич, по прозвищу Скурат, в начале XVI века владел небольшой деревенькой в волости Тростна и имел трех сыновей: Григория, Якова и Неждана...»]
Последняя "звенигородская" версия лично мне представляется единственно достоверной , в силу того , что опирается на конкретные документы . И не слишком ли приземленно для потомка шляхтича быть свидетелем (послухом) при составлении завещания (духовной грамоты) у какого-то Степана Лазарева ? Что касается татарской и караимской версий , то я полагаю , что поводов для первой послужило сходство Скурата с мусульманским именем Шакур (Шакир) , а для второй сходство с иудейским Цокур или Сокур (второе более распространено в украинской фамилии Сокуренко) . А относительно "небольшой деревеньки в волости Тростна" можно подтвердить географической картой : в Тульской области , в Чернском районе , территориально совместимо с населенным пунктом Торстна , действительно расположены два села - Большое Скуратово и Малое Скуратово . Тёмное народное предание гласит , что эти села появились после того , как земли , на которых они находятся , перешли к наследникам Малюты , а названия Скуратово они получили в его честь http://xn----7sbqf7a...-skuratovo.html . Поэтому фамилия Скуратов не могла образоваться от названий этих сёл ( к тому же , при таком варианти Малюта должен был бы быть не Скуратовым , а Скуратовским ) . Однако , откуда ж взялись прозвище Скурат и фамилия Скуратов ? Что означает это слово и может ли оно пролить дополнительный свет на личность Малюты ? А фамилия по корню "скурат" довольно-таки реальная . Я зашёл в поиск скайпа и обнаружил там уйму пользователей по любому из возможных вариантов этой фамилии - предостаточно и Скуратовых , и.Шкуратовых , и Скуратовских , и Скуратов . Причем пользователи Скуратовские почти все в Украине , а , вот, Скураты очень заметны по Белоруссии - вероятно эпицентр фпмилии Скурат находился именно в Белоруссии . Обращаю внимание и на такой факт , что в географическом поиске обнаруживаются три села под названием "Скураты" : два на Украине и одно в Белоруссии . Официальная версия значения слова "скурат" , которую применяют и к прозвищу отца Малюты , гласит , что скурат - это кусок , лоскут кожи . В силу чего , высказавается предположение , что отец Малюты имел плохую кожу . Но я обнаружил и другую версию , которую предъявил безымянный пользователь Интернета , пишущий о происхождении украинской фамилии "Скуратовский" http://www.slavdict.narod.ru/0612.gif . Текст небольшой и я копирую его .
"Под Киевом, рядом с городом Малин - где было, кстати имение матери Миклухо-Маклая, и откуда родом он сам - есть село Скураты. Когда-то до революции все жители села - и евреи и русские - их было примерно половина на половину - носили фамилию Скуратовские. Скураты - это маски, которые одевались на лицо танцоры или шаманы древних русских следовавших своей древней вере - дохристианской. Подобные маски можно увидеть у болгар. Я убежден, что одним из вариантов происхождения названия села Скураты а следовательно - и фамилии Скуратовские - могло быть историческое происхожение этого села как древнего религиозного центра, в котором изготавливали Скураты и использовали их в культовых обрядах разных древних русских народов ." Я пересмотрел все словари , включая и древнерусский язык , по корню "скурат"("шкурат") . Но не встретил этого слова или какого-то его напоминающего . Самое близкое по звучанию - "скуртать" , означает хворать , болеть : никакой смысловой связи с куском кожи . Откуда взялся этот "кусок кожи" у спецов языкознания ?- совершенно непонятно ! И всё-таки мне удалось найти словарь , который содержит слово "скурат" . Это "Полный церковнославянский словарь" , составленный священником магистром Григорием Дьяченко и охватывающий материал с X по XУIII в.в. включительно .Издание ещё дореволюционное . Моя ссылка . В нем мы читаем : " Скураты=хари , личины , маски , также и те самые , которые наряжены в маски , имеют на себе маски ." Таким образом , версия , высказанная тем беымянным автором Интернета , полностью подтверждается . Скурат - это маска , надеваемая на лицо . ( Отметим также , что чуть ниже этот же словарь помещает и слово "скурлаты" означающее палачи и связывает с этим словом прозвище Малюты Скуратова : однако тут магистр несомненно руководствуется эмоциями и антипатией в отношении Малюты , а не объективным соответствием .) И эти маски наверняка были связаны с каким-то языческим или мистическим ритуалом , может быть даже сатанистского характера , который практиковался в семейке Малюты . Возможно , что даже существовало какое-то масоноподобное сообщество скуратов , к которому принадлежал отец Малюты и сам Малюта . Вот какое обстоятельство послужило критерием для зачисления Малюты в опричину , полк сатанинский , и последующего возвышения его на роль главного опричника ! Конечно это гипотеза , но в свете всего того , что известно о Малюте Скуратове , злодее и палаче ,в частности , непогнушавшемся задушить подушкой благочестивого митрополита Филиппа , причем в его храмовой келье , при иконах , гипотеза вполне убедительная .Примечание : прошу учесть , что эта публикация - мой дебют в самостоятельной теме на сайте Исторического клуба , поэтому не судите слишком строго . ========================================================================================================================================== =====================================================================================
Митрополит Филипп в келье и Малюта Скуратов , пришедший , чтобы его убить . Поразмышляем над сюжетом этой картины : мог ли православный христианин решиться на такое кощунственное злодейство ?!
Сообщение отредактировал святая рожа: 16 октября 2012 - 18:47