Александр Кас (08 декабря 2011 - 20:18) писал:
Я имею в виду обескураживающие для СССР последствия летнего наступления немцев на юге. Тогда пришлось отдать знаменитый ПРИКАЗ Народного комиссара обороны Союза ССР № 227. Это было 28 июля 1942 г. В степных районах юга России удержать танковые клинья было не возможно. Вспоминаем фильм "Они сражались за Родину" и думаем, что бы случилось, если бы Гитлер всей махиной Группы армий "Юг" долбанул по Астрахани и Сталинграду...
Так они и долбанули по Астрахани и Сталинграду! Всеми силами!
Читаем Жукова.
Цитата
В общих чертах политическая и военная стратегия гитлеровского главнокомандования на ближайший период 1942 года сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства.
Планируя наступательные действия на лето 1942 года, немецкое командование хотя и имело численное превосходство в людях над советскими войсками, но уже не располагало возможностями для одновременного наступления на всех стратегических направлениях, как это было в 1941 году по плану «Барбаросса».
К весне 1942 года немецкие войска растянулись от Баренцева до Черного моря. Вследствие этого их оперативная плотность резко снизилась.
Проведя ряд тотальных мероприятий, гитлеровскому командованию удалось хорошо укомплектовать группу армий «Юг» и сосредоточить в ней силы, значительно превосходившие возможности наших войск юго-западного направления.
Директивой Гитлера № 41 от 5 апреля 1942 года предусматривалось отторгнуть от Советского Союза богатейшие промышленные и сельскохозяйственные районы, получить дополнительные экономические ресурсы (в первую очередь кавказскую нефть) и занять господствующее стратегическое положение для достижения своих военно-политических целей.
Гитлер и его окружение надеялись, что, как только немецкие войска достигнут успеха на юге нашей страны, они смогут нанести удары и на других стратегических направлениях и вновь атаковать Ленинград и Москву.
На московском стратегическом направлении в 1942 году предполагалось ограничиться проведением частных наступательных операций с целью ликвидации советских войск, глубоко вклинившихся в расположение немецкой обороны. Этим преследовалась двоякая цель. Во-первых, улучшить оперативное положение своих войск и, во-вторых, отвлечь внимание советского командования от южного стратегического направления, где противник готовил главный удар.
Александр Кас (08 декабря 2011 - 20:18) писал:
Какая там мясорубка под Харьковом, уважаемый Александр? Мясорубка и многократные переходы города из рук в руки были уже после Сталинграда. А летом 1942 года Ставка опять просчиталась, саккумулировав все резервы на Московском направлении. А немцы там окопались и выкашивали одну дивизию за другой в районе Ржева.
Обыкновенная, уважаемый Александр. Обыкновенная «мясорубка».
Цитата
19 мая обстановка на юго-западном направлении стала катастрофической. Ударная группировка противника ворвалась в тыл советским войскам. Только теперь был отдан приказ прекратить наше наступление на Харьков и повернуть главные силы барвенковской ударной группы против группы Клейста. Было, однако, уже поздно.
23 мая 6, 57-я армии, часть сил 9-й армии и оперативная группа генерала Л. В. Бобкина оказались полностью окруженными. Некоторым частям удалось вырваться из окружения, но многие не смогли это сделать и, не желая сдаваться, дрались до последней капли крови. В этих сражениях погиб заместитель командующего фронтом генерал Федор Яковлевич Костенко — герой гражданской и Отечественной войн, бывший командир 19-го Манычского полка 4-й Донской казачьей дивизии. Там же пали смертью храбрых командующий 57-й армией генерал К. П. Подлас и командующий опергруппой генерал Л. В. Бобкин, вместе с которыми я учился на курсах усовершенствования высшего командного состава. Они были прекрасные командиры и верные сыны нашей партии и Родины.
Анализируя причины катастрофического провала Харьковской операции, нетрудно понять, что она была организована крайне неумело. Стоит только взглянуть на карту событий. Действительно, как мог Военный совет Юго-Западного фронта рискнуть наступать на Харьков, подставляя плохо обеспеченный левый фланг фронта под удар противника со стороны Краматорска? Эта операция не сулила успеха еще и потому, что не была обеспечена ни силами, ни средствами, и это, конечно, не главное.
Уничтожены три армии и оперативная группа. Это, что – не «мясорубка». Да и с немецкой стороны потери были не меньше. А всему этому предшествовало авантюра, под названием «Харьковское наступление», на которое уговорили Верховного Тимошенко и Хрущев, вопреки мнению ГШ. Проведено оно было еще более бездарно, чем планировалось.
Если бы не было этого наступления, а войска находились бы в жесткой обороне, то немцы вообще не увидели бы Сталинграда.
По некоторым слухам за это проваленное наступление Сталин отдал Хрущева под суд. Об этом мне говорили фронтовики и мой отец. Но документальных подтверждений этому я не нашел.