"Для нумизмата.... нет выше интереса, как разыскать монету, сделавшуюся вследствие разных обстоятельств крайне редкою и находка которой весьма часто разъясняет спорные научные вопросы... Не говоря уже о том, что при обилии новодельных монета гораздо труднее напасть на след, где скрывается подлинная, - самим нумизматам, особенно начинающим, легко можно впасть в ошибку, приняв новодел за подлинник, так как для подобного распознания нужен долголетний опыт и известный навык".
Великий князь Георгий Михайлович.
В данной статье впервые приводятся факты непосредственого участия Якоба Рейхеля в фабрикации копий медалей с подписями давно ушедщих медальеров (к примеру ОК – по-видимому, Отфрида Кёнига). Также впервые приводятся свидетельства, что на коронование Петра Второго в 1728 году не предусматривались и не чеканились портретные серебряные и медные медали.
В истории российского медального производства одно из заметных мест по количеству разнообразий новодельных экземпляров занимает группа медалей на коронование императора Петра Второго. Казалось бы, все штемпельные разновидности давно известны и описаны в многочисленной нумизматической литературе, а некоторые даже воспринимаются в качестве подлинных. Но, как показывают обстоятельства – не всё так просто в дифференциации новодельных медалей от тех подлинных, которые были изготовлены для раздачи на церемонии коронования Петра Второго в 1728 году. Оказывается, что среди рублевидных медалей на коронование Петра Второго не все штемпельные разновидности нам были известны, и подчас нас ждут удивительные открытия в этом особом мире – в мире русской нумизматики XVIII века.
Обнаруженная на территории Латвии в 2016 году рублевидная медаль 1728 года (вес – 27,4 г, диаметр 41,9 – 42,1 мм, овальной формы, белый металл, высокий рельеф портрета,) на коронование Петра Второго с подписью медальера ОК под бюстом императора (илл. 1 до чистки и илл. 1А – после) из собрания автора, как это не удивительно, является на сегодняшний день единственным известным экземпляром, изготовленым подлинными портретными штемпелями на монетном дворе в 1728 году. О том, что существовали подлинные коронационные медали Петра II с подписью ОК есть сообщение в книге Юлия Иверсена [1] (несмотря на то, что медальер с такими инициалами не упоминается в известных документах, связанных с производством коронационных медалей 1728 года). Забегая вперёд, скажу, что дальнейший ход событий покажет, что штемпели, которыми был оттиснут рассматриваемый экземпляр, предназначались для чеканки золотых коронационных медалей этого же года. Указанный экземпляр (илл.1), по всей видимости, мог быть изготовлен в двух случаях; а) В числе тех медалей из белого металла, которые раздавались штатным работникам монетного двора по случаю важных торжеств, таких как: коронация, рождение наследника престола и т.п. Такая партия медалей могла предусматриваться на монетном Дворе только после выполнения государственного заказа, только для донативных медалей (не наградных), и только в немонетном металле. Как правило, таким металлом являлся мягкий свинцово-оловянный сплав, что позволяло использовать дорогостоящие штемпели в щадящем режиме. б) Или же, как известно из архивных данных, практиковалось подношение в Сенат из Берг-коллеги для утверждения пробных оттисков из свинцового сплава.[2]. В любом случае надо понимать, что данная медаль, изготовленная в немонетном металле, не теряет своей нумизматической и научной значимости, так как является оттиском подлинных (неописанных в нумизматической литературе) штемпелей, приготовленных в 1728 году, по всей видимости, медальером Отфридом Кёнигом.
Небольшое предисловие к некоторым организационным деталям при подготовке к коронованию Петра Второго:
Известно, что 1 ноября 1727 года Верховный тайный совет велел президенту Берг-коллегии А. К. Зыбину изготовить к дню коронования Петра Второго золотые и серебряные коронационные медали. 6 ноября 1727 года Зыбин получил рисунок медали с многозначительной надписью по кругу: «От тебя с тобою и к славе твоей» [3].
Первоначально коронацию предполагали провести в декабре 1727 года. Однако 9 ноября Ромодановский донёс Г. И. Головкину, что хотя «…вороты строятся со всяким поспешением», но предвидится задержка «в картинах, каковым надлежит быть на тех воротах…». По этой причине коронацию перенесли на 7 февраля 1728 года, о чем было велено «публиковать чрез офицеров с военною музыкою». Но и эту дату пришлось изменить – по причине болезни императора [4].
В итоге коронация состоялась 25 февраля 1728 года.
Как показывают события, дата проведения коронации переносилась неоднократно, и до конца не было уверенности (для тех кто отвечал за выпуск коронационных медалей) в том, что не придётся снова переносить церемонию. По этой причине подлинные штемпели, которые готовились к дню коронации, рациональнее было не привязывать к точной дате (25 февраля – см. илл. 1) поскольку, чтобы на штемпель поместить точную дату, нужно быть уверенным в том, что день коронации не будет переноситься снова. А, как видно из источников по этой теме, заблаговременной уверенности в точной дате коронования не было! Но здесь нужно учитывать один важный момент. А именно, исходя из Указа №5260 от 10 апреля 1728 года (илл. 3А) [5] для дополнительной партии золотых медалей в весе 50 и 20 червонных, которые не предусматривались Указом от 25 января 1728 года (илл. 3), должны были изготовить штемпели диаметром более 42 мм. И вот, на вновь изготовленных после 10 апреля подлинных штемпелях, могла быть помещена на реверсе надпись «25 февраля». То есть, на медалях изготовленных до коронации надпись «25 февраля» отсутствовала, а на медалях изготовленных после 10 апреля такая надпись на реверсе могла уже присутствовать.
В продолжение реверсной стороны, будет кстати отметить, что исходя из документа (илл. 2) в знаменитом собрании Якоба Рейхеля находилась большая серебряная коронационная медаль диаметром 42 мм весом в 34 грамма с подписью медальера ОК [6]. Из того же документа видно, что на реверсе рейхелевского экземпляра буква «О» изображена не округлой, как на подлинном экземпляре (илл. 1), а фигурной W-образной формы, как на всех известных новодельных экземплярах.
Очень важным и незаменимым источником для понимания того, какие именно медали готовились для раздачи во время коронования Петра Второго, является архивный документ (илл. 3), из которого следует, что при подготовке к церемонии коронования императора Петра Второго предусматривалось изготовление золотых медалей как большого формата весом около 41 граммов, так и малого, червонного формата, весом, как у червонца – 3,4 грамма. Для серебряных коронационных медалей (как видно из того же документа) предусматривался только малый гривенный формат с регламентным весом гривенника – 2,8 грамма. Про серебряные коронационные медали иного веса нет ни слова в этом достаточно информативном документе [7]. Так же интересно отметить отсутствие портретных серебряных коронационных медалей Петра Второго в коллекциях таких влиятельных государственных деятелей той эпохи, как Якова Брюса и Генриха (Андрея Ивановича) Остермана. Не будет так же лишним упомянуть, что в работе А. С. Мельниковой (с упоминанием И. Г. Спасского) из двух одноштемпельных медалей с орлом на реверсе и датой 17 - 27 по сторонам хвоста, коронационной считается только медаль, исполненная в золоте (илл. 8). А одноштемпельная с ней серебряная (в ГИМе с 1972 года) считается просто медалью без привязки её к коронации [8]. Этот факт является косвенным свидетельством того, что им было известно, что к коронации Петра Второго портретные серебряные медали не выпускались. Действительно, обнаруженные позже Александром Храменковым документы доказывают, что эта серебряная медаль (с датой 17-27) не имеет отношения к коронации, а была изготовлена по указу Верховного тайного совета для Коллегии иностранных дел на «.... дачу присланному ис Персии армянскому юз паше Багы ....» [9].
Эти обстоятельства, а так же то, что на сегодня не известно ни одной подлинной серебряной портретной коронационной медали 1728 года, могут являться показателем того, что к коронации Петра Второго вообще не предусматривался выпуск серебряных портретных медалей.
Но в упомянутой работе "Глава пятая Коронация" есть вскользь сообщение о серебряных коронационных медалях 1728 года достоинством аж до 4-ёх рублей [10].
В целом, в работе "Глава пятая Коронация" приводятся объективные данные, взятые из архивных источников (эти же источники в виде Указов встречаются и у других авторов). И только сведения о подлинных серебряных портретных медалях не подкрепляются никакими архивными источниками. По всей видимости сообщение о них в литературе появилось по той причине, что известные коронационные портретные серебряные медали 1728 года диаметром более 60 мм и весом около 100 грамм с подписью «SCHVLTZ. F.», будучи новодельными, ошибочно воспринимались в XIX веке и продолжают восприниматься, как оригинальные.
На самом же деле, как показывают данные из архивных источников (илл. 3), то изготовлять ко дню коронования серебряные медали 1728 года весом около 100 граммов – было явлением алогичным. И вот почему:
Как уже отмечалось, золотые коронационные медали в архивных документах назывались «большие» и «малые». Оттуда же (илл. 3 и 3А) следует, что все золотые медали (шести разных весовых норм) чеканились в эквиваленте золотого червонца, в линейке которого малая золотая медаль весила как один червонец – 3,4 грамма, что в принципе не исключало использование их при товаро-денежных расчётах.
Теперь, если даже представить серебряную медаль достоинством в три рубля, то получится, что её внутреннее достоинство больше чем у золотой «червонной медали», поскольку на тот момент стоимость червонца была ниже 3 рублей.
Как известно, золотые медали раздавались персонам более высокого ранга, чем те, которым предназначались серебряные медали. Поэтому не могли в нарушение субординации и дворцового этикета раздавать медали с более высоким внутренним содержанием людям более низкого ранга, и наоборот. Или же, если в народ бросались золотые "червонные медали", то процесс индивидуального вручения серебряных медалей (пусть даже большего размера) - видится сомнительным, так как это означало бы, что медали из менее благородного металла вручались бы персонам более "благородного" происхождения.
По всей видимости, все известные портретные коронационные медали 1728 года, исполненные в монетном металле, независимо от их диаметра и веса – являются новоделами двух категорий, о которых будет упомянуто ниже.
А наличие на крупногабаритной медали подписи «SCHVLTZ. F.»исполненной литерными пуансонами, говорит не только о её новодельности, но и о том, что они относятся к КПМД (Коммерческим Подделкам Монетного Двора) середины XIX столетия (свидетельства приведены ниже).
На сегодня не известно ни одной оригинальной коронационной медали 1728 года с подписью Шульца "SCHVLTZ. F.", хоть он и фигурирует в Указах в качестве главного исполнителя штемпелей к медалям на коронование Петра Второго. По некоторым данным, на части подлинных золотых коронационных медалей 1728 года возможна подпись Шульца, исполненная на штемпеле не путём набивания литерными пуансонами, как на КПМД, а методом вырезания штихельным инструментом в виде букв A.S.F. как на (илл. 12).
В многочисленной литературе довольно часто можно встретить изображения новодельных медалей на коронацию Петра Второго, имеющих не только разные весовые и габаритные характеристики, но и отчеканеные в разных металлах. Из всех приведёных там иллюстраций, особое внимание обратим на соразмерные медали со знаком ОК, исполненные в бронзе (илл. 4) и в белом сплаве (илл. 5), имеющие один общий штемпель аверса и одинаковый диаметр, равный 42 мм, как и у экземпляра на (илл. 1). При всей схожести на первый взгляд, оформление новодельных медалей (илл. 4 и 5) отличается от оформления медали оттиснутого подлинными штемпелями (илл. 1), – поскольку они отчеканены разными штемпельными парами. Это хорошо видно по разному расстоянию между завитком локона и верхней частью воротника (илл. 6.). Если сравнить внимательно, то видно, что на медали (илл. 1) голова императора больше, чем на похожих медалях (илл. 4 и 5). Очень важно здесь и то, что на медали, изготовленой подлинными штемпелями (илл. 1), круговая легенда исполнена архаичным шрифтом и полностью идентична рублёвикам Петра Второго. А на новодельных медалях (илл. 4 и 5) шрифт хоть и похож на архаичный шрифт медали (илл. 1) – но является иным, более аккуратным, современным, и с иной стилистикой исполнения. То есть, буквы круговой легенды на штемпельный материал (илл. 4 и 5) набивались литерными пуансонами, тогда как во время правления императора Петра Второго шрифт наносился другим, более архаичным, методом, включая штихельный и иной инструмент.
Но при этом многие детали в драпировке одежды на сравниваемых медалях (илл. 1) и (илл. 4 и 5.) совпадают с удивительной точностью. Так же с удивительной точностью совпадают расположение букв к деталям портрета. Это можно хорошо проследить в начале и конце круговой легенды и в верхней части штемпеля.
Этот факт наводит на мысль, что штемпели к медалям (илл. 4 и 5) готовились позже указанной на них даты. И при их изготовлении образцом для подражания являлась подлинная коронационная золотая медаль штемпельной разновидности как медаль (илл. 1).
Учитывая то, что разновидность литерного шрифта на медалях (илл. 4 и 5) не встречается на продукции монетного Двора того времени, можно с большой долей уверенности говорить о том, что данные экземпляры являются продуктом КПМД, изготовленным на СПб по частному заказу в XIX веке.
О подобном же случае сообщал Юлий Иверсен в 1872 году [11]. Цитата: «С этих грудных изображений сделаны были, по предложению директора банка Рейхеля, в начале сороковых годов этого столетия, новые копии, из которых на одной обозначены так же буквы ОК, без всякого указания на то, что это копия с копии».
В данном случае хоть и сказано про медали Петра Великого, но эта цитата Иверсена полностью подтверждает, что Якоб Рейхель имел непосредственное отношение к фабрикации медалей. При этом на монетном Дворе пошли даже на нарушение всех морально-этических норм. В частности, при переносе с первоисточника на позднейщую копию знака давно ушедщего мастера ОК не был поставлен дополнительно знак копииста. Такая заново изготовленная медаль новорезными штемпелями в середине XIX века являлялась всего лишь имитацией аутентичной медали 1728 года и должна рассматриваться как КПМД. Было бы наивно думать, что по предложению Рейхеля была сфабрикована только одна медаль с подписью ОК и не могли быть сфабрикованы другие медали (к примеру, с подписью Шульцa).
Подтверждение этому есть в книге В. П. Смирнова [12], где в предисловии сообщается, что в 1858 и 1868 годах Управлением С.П.б. были изданы каталоги (краткие перечни) штемпелей находивщихся в то время в медальной части. И под номером № 215/б идёт описание штемпельной пары, где на лицевой стороне в обрезе плеча есть подпись SCHVLTZ. F. Оборотная сторона подобна обор. стор. №215/а. Надпись по окружности: wтъ тебя. стwбwю. и къславе твwей. КОРОН. ВМОСК. 25 февраля 1728. Диаметр 63,5 мм.
Вряд ли можно полагать, что подлинная штемпельная пара, изготовленная в 1728 году, могла сохраниться на монетном дворе до 1868 года.
А раз так, то этот экзерсис полностью подтверждает происхождение данной штемпельной пары, как КПМД XIX века с использованием поддельной подписи давно умершего мастера А. Шульца.
Далее. С обнаружением медали оттиснутой подлинными штемпелями (илл.1), все известные портретные коронационные медали Петра Второго с подписями и без таковых, можно разделить на три основные категории.
1. В первую категорию входят аутентичные золотые портретные коронационные медали с датой 1728, изготовленые ко дню коронования Петра Второго, в том числе золотой экземпляр с датой 17 – 27 по сторонам хвоста гербового орла (илл. 8) [13]. А также те немногочисленные золотые медали, которые должны были быть изготовлены в дополнение по Указу № 5260 Верховного Тайного Совета от 10 апреля 1728 года «О выбитiе золотыхъ медалей въ памятъ Коронацiи Петра Второго»(илл.3А). Данная категория медалей предназначалась для раздачи в 1728 году по случаю коронования Петра Второго.
На сегодня автору не известно ни одного подлинного экземпляра золотой медали с датой «1728».
2. Во вторую категорию входят новодельные медали, которые были изготовлены во времена правления Елизаветы Петровны, Петра III (в Указе от 17 января 1762 года даже предусматривалась перечеканка монет новыми штемпелями с портретами прежних монархов [14]) и Екатерины Второй, на монетных дворах с историко-политической целью увековечивания памяти ушедших российских монархов. Эта категория коронационных медалей специально готовилась большего диаметра – 60 - 65 мм (как настольные медали) для лучшей рекламно-просвятительской работы. Новодельные медали могут нести на себе знаки таких медальеров как Гасс, Егер, ОК (Осип Калашников) и других.
3. В третью категорию входят КПМД (Коммерческие Подделки Монетного Двора), которые были изготовлены на СПб со второй четверти и до середины XIX столетия в разных металлах диаметром от 42 мм до 65 мм с чисто коммерческой целью и по частным заказам. На некоторые из них наносились поддельные подписи давно ушедщих медальеров, к примеру Отфрида Кенига и Шульца. Монетный Двор принимал заказы на такие подделки для получения дополнительной финансовой выгоды. Например, КПМД диаметром 63,5 мм с поддельной подписью «SCHVLTZ. F.» можно увидеть в музее Московского Кремля (илл. 7), причём эта поддлка позицируется в качестве подлинной медали. Аналогичная штемпельная пара описана в упомянутой выше книге В. П. Смирнова под №215/б.
Здесь нужно помнить, что медали (илл. 4, 5 и 7) хотя и являются примером высокого медальерного искусства монетного Двора середины XIX века, но по сути и содержанию своей не имеют отношения к времени коронации Петра Второго. Эти КПМД XIX века, а так же новоделы XVIII века не могут сравниться по своей исторической и нумизматической значимости с подлинной медалью (илл. 1), штемпели к которой готовил медальер ОК в 1728 году.
Не исключено, что КПМД могли так же быть изготовлены по частному заказу влиятельных персон, таких как купец С. А. Еремеев, статские советники Лавров и А. Чичерин, нумизмат Юстин Сабатье и других, которые, как свидетельстуют архивные документы [15], были частыми клиентами СПб с заказами новодельных монет и медалей, в том числе и экзотических, как для пополнения своих коллекций, так и для выгодной продажи.
Интересным является принципиальное и критическое высказывание начальника СПб. А. Р. Армстронга в декабре 1846 года о вреде изготовления новодельных монет вообще [16].
Цитата: «...приготовлять подобные монеты для посторонних мест и особенно для частных лиц, которые могут выдавать их и пускать в продажу под названием оригинальных древних монет, я считаю весьма вредным для науки. При небольшом числе сохранившихся в собраниях настоящих древних монет, наполнение сих собраний монетами древнего штемпеля, но приготовленными ныне из металлов не соответствующих им пробою, каковые в последние годы постоянно почти выделываются на здешнем Монетном дворе и притом в весьма значительном количестве, может в последствии времени привести нумизматиков в большое затруднение относительно пробы и веса древних монет и даже поселить в них ложные понятия об этом предмете. Таким образом, вместо той пользы, какую по-видимому, можно бы ожидать от увеличения в нумизматических собраниях древних монет, нынешняя фабрикация их послужит прямо к вреду науки», «... я не полагаю, чтобы Монетный двор, ... место, где уничтожаются все найденные в государстве фальшивые монеты, мог приготовлять таковые древние монеты, которые в существе своем тоже должны быть причислены к фальшивым», тем более, что «…у всех образованных народов подделка древней монеты считается непозволительною и бесчестною».
По вопросу принадлежности подписи ОК будет кстати привести цитату из работы Семенова В. Е. [17], откуда следует два разных мнения от двух авторитетных учённых и нумизматов.
Христиан Христианович Гиль относил штемпели с ОК или КО к работам Отфрида Кёнига. Основой для такой атрибуции стал «Словарь медальеров и других лиц», выпущенный известным исследователем медалей Юлием Иверсеном в 1871 году. В нем указано: «Кениг, Отфрид. Прибыл в Россию в 1717 году в качестве медальера. Дальнейших сведений о нем я не имею…» и высказывал предположение, что оба знака принадлежат этому медальеру.
Сотрудница Государственного Эрмитажа Евгения Семеновна Щукина в своей кандидатской диссертации доказывает принадлежность этих знаков русскому мастеру, причем одному и тому же; а в своей докторской «со значительной долей уверенности» предполагает его фамилию – Осип Калашников; позднее, в работе «Монограммы и подписи на русских медалях XVIII – начала XX веков» (2002 г.) уже безусловно приписывает последнему оба знака.
Что касается подписи гравёра ОК на данной медали (илл. 1), то скорее всего, эта подпись принадлежит Отфриду Кёнигу, нежели Осипу Калашникову, поскольку Осип Калашников с 1727 года был арестован и приговорён к смертной казни за продажу чеканов с монетного двора. (помилован 1-го ноября 1742 года.)
В продолжение данной темы можно рассмотреть ещё несколько примеров КПМД (илл. 9 – 15), изготовленных заново вырезанными штемпелями на СПб в середине XIX столетия:
Илл. 9. Знак медальера I.G.I. в обрезе рукава, диаметр 65 мм, свинцово-цинковый сплав.
Илл. 10. Без знака медальера, диаметр 42 мм, серебро.
Илл. 11. Знак медальера ОК под бюстом, диаметр 65 мм, в источнике написано что золото, но скорее всего позолоченная бронза
Илл. 12. Знак медальера A.S.F. под бюстом, диаметр 42 мм, вес 40 грамм, золото (гипсовый слепок возможно с подлинника).
Илл. 13. Знак медальера A.S.F. под бюстом, диаметр 42 мм, золото (гипсовый слепок).
Илл. 14. Знак медальера SCHVLTZ. F. в обрезе рукава, диаметр 65 мм, золото (гипсовый слепок).
Илл. 15. Знак медальера ОК под бюстом, диаметр 65 мм., серебро.
Сразу отметим, что три медали (илл. 7, 9 и 10) значились в перечне штемпелей медальной части на СПб в 1858 – 1868 годах [18]. Но это, конечно же, не означает, что только эти три пары новодельных штемпелей без указания на них дополнительного знака копииста были изготовлены на СПб в качестве КПМД в середине XIX века.
Но благодаря этим трём КПМД можно проследить линейку и других аналогичных медалей, которые ошибочно воспринимаются как аутентичные экземпляры.
И так, если сравнить между собой бронзовую медаль (илл. 4) и серебряную (илл. 10), то видно что реверсные стороны отчеканены одним и тем же штемпелем. Это указывает на то, что медаль (илл. 10) является современником медали (илл. 4) и тоже относится к группе КПМД.
Далее, медаль (илл. 11) имеет в нижней части следы от двойного удара такие же, как у медали (илл. 4), что хорошо видно вокруг знака медальера ОК. Это говорит о том, что обе медали чеканились на одном и том же станке. И при этом печатный станок имел неисправность в механизме крепления штемпеля или иного узла, что приводило к секторальному эффекту двойного удара в нижней части медали. Отсюда следует, что медаль (илл. 11) тоже является КПМД середины XIX века.
А теперь рассмотрим экземпляры (илл. 12, 13 и 14), из которых первая медаль из Henry Seligmann 1931 г., а две последние медали из собрания Великого князя Георгия Михайловича.
Интересно, что по иллюстрациям у медалей (илл. 11) диаметр которой 65 мм, и у медали (илл. 13) диаметр которой 42 мм – один и тот же штемпель реверса. При этом чётко видно что гипсовый слепок реверса 13 был снят именно с этого реверса (илл. 11) о чём свидетельствуют одинаковые следы от ударов на обеих реверсах). Это прямое доказательство того, что при составлении таблицы у ВКГМ произошла ошибка по невнимательности, т.е. по ошибке фото аверса 42 мм сочленили с фото реверса 65 мм. К сожалению, из-за допушенной ошибки, эта фантазийная медаль к какой-либо категории относиться не может (хотя до сегодняшнего дня по картинкам эта «медаль» воспринималась, как отдельная разновидность).
Из (илл. 12) Henry Seligmann 1931 г. Видно, с каким реверсом на самом деле чеканился аверс медали на илл. 13.
Что касается медали (илл. 14), то с учётом её фактуры, которая хорошо прослеживается на экземплярах из серебра и меди, при том что в таких металлах подлинники не чеканились, можно уверенно отнести её к КПМД.
При рассмотрении медали (илл. 15) видно, что реверсная сторона её полностью идентична реверсной стороне медали (илл. 9), где на аверсной стороне в обрезе рукава знак медальера I.G.I. На этом реверсном штемпеле имеется так же знак гравёра Е.М. Исходя из того, что штемпельная пара медали (илл. 9) была в наличие на СПб в 1868 году, то и медаль (илл. 15) можно отнести с большой долей вероятности так же к КПМД середины XIX века. Здесь нужно помнить, что КПМД середины XIX века копировались не столько с оригинальных медалей, сколько с новодельных экземпляров XVIII века, и, как правило, «... без всякого указания на то, что это копия с копии» [19].
Литература:
1. Юлий Иверсен. «Медали на деяния Императора Петра Великого». СПб. 1872, стр. ХV.
2. В.В. Уздеников. «Монеты России XVIII - начала XX века». М. 1994. С. 23.
3 . Сайт e-reading.club. «Глава пятая Коронация».
4 . Там - же.
5 . М. Г. Деммени. «Сборник указов по монетному делу в России». СПб. 1887, стр. 121.
6 . Я. Я. Рейхель. «Die Reicheische Munzsammlung in St.- Petersburg» СПб. 1850. №1650.
7 . В. Бланкен Гаген, Василей Неронов, J.M. Michaelis. Кн. 143. Л. 120-120 об.
8 . Труды Государственного ордена Ленина Исторического Музея. Выпуск 53. М. 1980, стр.170.
9 . Ю. П. Петрунин. «Известный и неизвестный рубль Петра II». Таллин 2007.
10 . См. 3.
11 . Юлий Иверсен. «Медали на деяния Императора Петра Великого». СПб. 1872, стр. ХVI.
12 . В. П. Смирнов. «Описание русских медалей». СПб. 1908, стр. 105.
13 . Археографическая Комиссия. «Собрание русских медалей». СПб. 1840, стр. 39.
14 . А. И. Юхт. «Русские деньги от Петра Великого до Александра I». М. 1994, стр. 210.
15 . В. В. Бартошевич. «О судьбе монетных штемпелей Санкт-Петербургского монетного двора».
16 . Там-же.
17 . В. Е. Семенов. «Монетное дело. Резчики монетного двора 1718 – 1720 гг.». 2010 г.
18 . См. 12. стр. 105 и 106.
19 . См. 11.
Казбек Темираев.
Сообщение отредактировал халаур: 14 июня 2018 - 15:41