Внесу, с позволения сказать, и свою лепту в поиске истины. Тема возникла в качестве дополнения к авторской статье уважаемого Баронета "Скрытая история казачества или о чём недоговаривал писатель М.Шолохов". Все встает на свои места, принять за основу тот факт, что зарождение казачества произошло далеко не в XV веке, а основу казачьей Области Войска Донского составляло не пришлое, а местное население Подонья. Кроме того, согласно изложенной ниже теории, становятся понятными многие вопросы этимологии этнонимов: черкас/черкес, казак/касог, оргуз/огуз и пр.
Для начала, рассмотрим вкратце довольно сложный процесс этногенеза донского казачества, в котором участвовали: древнее автохтонное население Руси и тюркские средневековые племена. Итак, первая волна миграции кочевых племен на Русь пришлась на VII в. н. э. Речь идет о печенегах — части средневековых племен, переселившихся в Восточную Европу под натиском другой ветви огузских племен — узов. В Поднепровье и Подонье они фактически растворяются в среде местного славянского населения: полян, северян и радимичей.
Второй раз, печенеги появляется в донских степях только в начале IX вв. Именно к этому времени относятся и первые упоминания о так называемом каганате русов от которого, собственно, «есть пошла Русская земля». В пользу существования Русского каганата сказано довольно многое, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе.
К X веку на Руси появляется племя узов (торков, гуззов). После распада Хазарии православные торки оседают на правом берегу реки Дон, а мусульманские узы составиляют основу населения Волжской Булгарии. Торки, кстати, не просто селились на Руси, но и принимали активное участие в княжеских междоусобицах. Начиная с ХII века происходит обединение обрусевших огузов под общим именем «черные клобуки». О.А. Гундокдыев приводит племенные названия огузских племенен, согласно данных древнерусских летописей XI - ХIII вв: печенеги, берендеи (племя баяндыр), каепичи (племя кай оба), ковуи (племя кайы), боуты (племя баят); а также отдельные родовые названия: бастии, турпеи, шелбиры, ревугы, ольберы, татраны. Черные клобуки основали ряд крупных городов, в частности, Торческ и Канев. В Московском летописном своде второй половины XV века под 1152 годом появляется другая важная запись: «Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы». Здесь следует четко понимать, что были черкасы азовские (малороссийские), и были черкасы пятигорские (западнокавказские). До XII в. они числились в русских летописях как два абсолютно разных народа. Первые звались черными клобуками (союз огузских племен) , а вторые касогами (адыгами). Своим появлением азовские черкасы обязаны процессу частичной взаимной ассимиляции между черными клобуками из Нижнего Дона, касогами и племенами алан. Другими словами, какая-то часть черных клобуков породнилась с соседним населением бывшего Тмутараканского княжества. Так или иначе, но черноклобукский союз огузских племенен — это народ, который участвовал в этногенезе загадочного племени бродников.
Впервые бродники (бродницы) упоминаются в Ипатьевской летописи за 1147 год в качестве союзников князя новгородского Святослава Ольговича. В качестве наемного войска, бродники выступали на стороне муромских, городенских, суздальских, и даже ордынских дружин. В научной литературе бытует мнение, что бродник — это проводник, ходивших через Хазарию караванов; пограничник для охраны бродов и переправ от неприятеля. Последние упоминания о бродниках относится к XIII в. Не вдаваясь в детали, отметим только, что бродники представляли собой сложившуюся общность славянского типа, занимали в XII—XIII вв. территорию Подонья. Как уже было сказано выше, население Среднего Дона сформировалось благодаря слянию огузских племенен с русичами (черные клобуки), а основной компонент жителей Нижнего Дона составили азовские черкасы (огузы, русичи, адыги, аланы). Именноэтим обстоятельством, по-видимому, объясняется свидетельство из Троицкой летописи, подтверждающее факт раскола бродников на «старых» и «новых» в начале ХIII в. Еще один важный момент заключается в том, что бродники имели тесную генеалогическую связь с племенем берладников из Подунавья. Это были две ветви одного народа. Максимович, Голубовский, Пудавов и другие историки считали берладников — родоначальником запорожских, а бродников — донских казаков.
Из сказанного можно сделать вывод, что донские казаки — это самостоятельная южнорусская этнографическая группа, а не пришлое население, как считалось ранее.
Страница 1 из 1
Донские казаки как южнорусская этнографическая группа Дополнение к теме "Скрытая история казачества"
- ← Загадки Кельнской Хартии
- Исторические Расследования
- Военно-служилое сословие России: основные этапы становления IX-XVII вв →
Поделиться темой:
Страница 1 из 1