О жизни великого врачевателя, алхимика, философа и естествоиспытателя Парацельса (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 года— 1541) ходит немало легенд. Революционер медицины, обошедший в поиске знания всю Европу, в его биографии немало белых пятен, в том числе и загадочный 10-летний период с момента получения докторской степени в университете Феррары в 1515-1516 гг. (данные разнятся) и приобретения им права бюргера в Страсбурге в 1526 г., в который он якобы находился в татарском плену. Легенда о его происхождении от потомка магистра ордена госпитальеров; визит в Москву и, наконец, обретение философского камня в Константинополе с помощью полумифического византийского мага и алхимика Соломона Трисмозина. Попробуем рассмотреть легенды, которыми была окружена эта таинственная личность …
В работах эзотерического характера можно увидеть, что с 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ Европы, в т.ч. побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и татарском плену. В ряде источников даже указано, что он был пленником татар с 1513 по 1521 гг, где и познакомился с некоторыми ближневосточными учениями, на которые опирался впоследствии. Но, так ли это? Попытаемся восстановить некоторые пробелы.
В 1509 году Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет, который не закончил. Существуют свидетельства, указывающие на то, что после нескольких лет странствий, в 1515 году, он защитил докторскую диссертацию в Феррарском университете. Можно предположить, что он продолжил обучение у Иоганна Тритемия из Шпангейма (1461–1516), настоятеля монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, который на закате лет передал ему свои алхимические знания. В 1520 гг. он лечил раненых во время «Стокгольмской кровавой бани» прибыв под стены города в свите датского короля Христиана II, который попытался закрепить за собой и своим потомством полную верховную власть над Швецией, объявив себя её королем. По свидетельству Жана Батиста ван Гельмонта (1580 - 1644), нидерландского химика, врача и мистика, в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень от Соломона Трисмозина, то есть Соломона Трижды Величайшего (явная параллель с Гермесом Трисмегистом). Именно этот камень был встроен в эфес меча Парацельса.
Возможно, что Трисмозин мог быть фигурой как внешней (наставник, по некоторым данным, он мог являться соотечественником Парацельса по фамилии Пфайфер), так и внутренней (аналогично старцу Филемону, духовному учителю Карла Юнга, символизировавшего высший взгляд внутрь себя).
Но, как он оказался в Стамбуле? И вот тут я хотел бы выдвинуть ряд версий.
Версия 1:
В 1521 году крымские татары Мехмед - Гирея находилась в 60 верстах от Москвы. «Татары под Москвой повоевали, … И людей много и скоту в полон поведошя безчислено». Мог ли среди пленников оказаться Парацельс, держащий путь в Константинополь и находившийся в тот момент в Москве Василия III? Мог, особенно, если путешествовал инкогнито, или, скажем, под псевдонимом (Пфайфер?!), после отъезда из Стокгольма. По свидетельству Сигизмунда Герберштейна, крымчане продали часть пленников туркам в Кафе (Феодосии), часть (старых и немощных) отдали молодым воинам для приобретения военных навыков (иными словами, для пробы сабель, аналог права на пробу меча согласно эдикту Хидэёси в средневековой Японии). Возможно, опытный лекарь, коим оказался заезжий немец, был отправлен в столицу Османской империи. Учитывая, что рабское состояние длилось шесть лет, по истечении которых раб делался свободным, но не мог удаляться из страны, Парацельс мог открыть свою личность и быть освобожден после оказания алхимических или медицинских услуг султану Сулейману.
Версия 2:
В 1520 году в греческом городе Эдирне (Адрианополь) бывшей столице турок-османов, от скоротечной болезни умер Селим I. Причина смерти однозначно не установлена (сибирская язва, рак или отравление). Парацельс, как известный в Европе врачеватель и алхимик, вполне мог участвовать в его лечении, а затем, попасть в Стамбул для встречи с Соломоном Трисмозином. Если учитывать, что восточные властители традиционно благоволили к алхимикам, в отличие от европейских, вряд ли Сулейман Великолепный, наследовавший Селиму, жаждал сурово покарать врачевателя.
Существуют предположения, что отец Парацельса являлся внебрачным внуком Георга Бомбаста фон Гогенгейма, одного из гроссмейстеров Ордена иоаннитов, что вызывает большие сомнения, т.к. в списках известных гроссмейстеров не числится и, насколько известно, гроссмейстерами ордена являлись в основном рыцари французского происхождения: Раймонд дю Пюи, Жан де Вилье и т.д. Если даже принять во внимание, что эта легенда имеет реальную основу, то представляется, что Парацельс мог быть родственником магистра ордена, но, не госпитальеров, а Тевтонцев, к пер. четверти XVI века попавшего в зависимость от Польши.
Т.о. можно подвести итоги:
1. Данные о «татарском плене» Парацельса 1513-1521 гг. являются ошибочными, так как в указанный период он успел поучиться в Швейцарии, защитить диссертацию в Италии, постичь искусство алхимии в Германии, помогать раненым в Швеции и получить философский камень в Османской империи.
2. Возможно, в 1520-1521 гг. он находился в Москве в правление Василия III, где и попал в плен к крымским татарам Мехмед – Гирея, уведен в Кафу и, проданный туркам, оказался в Константинополе.
3. Возможно, он принимал участие в лечении султана Селима в г. Эдирне в 1520-м году и, после его смерти, оказался в Константинополе.
4. Соломон Трисмозин – это обозначение высшего, алхимического, «альтер-эго» Парацельса, принятое им после получения философского камня. На фронтсписе своей книги «Золотое Руно» Трисмозин именует себя учеником Парацельса. В таком случае, манускрипт «Сияние Солнца» (1532–1535) также можно отнести к перу врачевателя.
5. Возможно, по мужской линии, Парацельс ведет происхождение от внебрачного сына магистра Тевтонского ордена.