С другой стороны, боги, которые смогли приспособиться к отсутствию сложного оборудования, используя для получения бронзы примитивные печи, вполне могли использовать те же самые печи для получения вольфрама из шеелита по биреакционной схеме. Знаний у них вполне должно было на это хватить.
И вот, что любопытно. В Древнем Египте довольно широко была распространена традиция изготовления сосудов с круглым или закругленным дном (позднее такую форму дна имели некоторые древнегреческие амфоры). Такое дно абсолютно нелогично для обычного сосуда – сосуд опрокидывается на плоской поверхности, и нужно ставить его в специальные подставки либо в ямки в земле. Зато подобная форма совершенно логична и наиболее функциональна для тиглей, которые необходимо переворачивать вверх дном, то есть для получения металлов по биреакционной схеме.
Эти сосуды египтологи относят к так называемой ритуальной посуде, полагая, что они не использовались в быту. Но «ритуальность» связана с богами, так что сосуды и предназначались богам!..
Выходит, что боги как раз не только знали, но и использовали описанный выше прием, позволяющий получать в примитивных печах и тугоплавкие металлы. Знали, использовали, но людям это знание не передали…
Рис. 180. Ритуальные сосуды с закругленным дном (Элефантина, Египет)
В монографии Дигонского приводится описания еще одного ряда, на мой взгляд, весьма любопытных экспериментов. Дело в том, что для этих же условий возможно не только восстановление металла, но и образование его карбидов – соединений металла с углеродом по реакции:
Me + C → MeC
Для этого, например, диоксид титана TiO2 нагревался в описанных ранее условиях до температуры всего 1280оС.
«Рентгенограмма полученного спека установила наличие в нем включений не только карбида титана TiC, но и металлического титана. Микрозондовое исследование образцов подтвердило, что TiO2 частично восстановился до карбида титана TiC. По результатам эксперимента можно говорить не только о том, что температуру получения карбида титана удалось в куполообразном устройстве снизить на 500-700оС, но и о том, что впервые карботермическим восстановлением диоксида титана был получен элементарный титан» (С.Дигонский, «Газофазные процессы синтеза и спекания тугоплавких веществ»).
Аналогичные результаты были получены в опытах с диоксидом циркония ZrO2.
«В результате опыта шихта, состоящая из порошка ZrO2, спеклась в прочный монолит, насыщенный по всему объему образца блестящими включениями [см. Рис. 181]. Микрозондовое исследование образца подтвердило наличие в нем карбида циркония. Рентгенограмма полученного образца показала наличие в нем не только карбида циркония ZrC0,7, но и металлического циркония» (С.Дигонский, «Газофазные процессы синтеза и спекания тугоплавких веществ»).
Рис. 181. Спек диоксида и карбида циркония
Карбиды металлов часто используют в качестве абразивов из-за их высокой твердости. Абразивы же, в частности, у современных пил выполняют режущую функцию при обработке твердых пород камня. Так что боги даже при полном отсутствии специального оборудования вполне могли получать необходимые материалы для починки своих инструментов. Только людям давать подобное знание было ни к чему. И боги явно сознательно дали «говорящим мартышкам» лишь те технологии, которые сами сочли возможным дать.
Железо земное и небесное
А что же с железом, которое составляет основу нашей современной жизни и которое мы до сих пор обходили стороной?..
Большинство историков считает началом железного века время около 1200 года до нашей эры. Именно с этого времени железные оружия труда начали создаваться в достаточном количестве и вытеснять бронзу из производящего сектора жизни. Эта дата, несомненно, достаточно условна – в разных регионах освоение массового производства железа происходило в разное время. И, конечно, это не значит, что человек до того не был знаком с железом. Изделия из этого металла находят в археологических слоях, относящихся к гораздо более раннему времени.
Разные исследователи высказывают разные мнения по истории освоения железа, но в целом все сходятся сразу в нескольких базовых выводах.
Во-первых, до наступления железного века находки изделий из этого металла носят буквально штучный характер. Железо было явно мало, а потому оно очень дорого ценилось – порой даже дороже золота.
Во-вторых, на первых порах железо (хотя бы в силу той же дефицитности) не использовалось при производстве орудий труда, а шло на изготовление украшений и «предметов престижа» (типа кинжалов и мечей для царственных особ).
И в-третьих, на самых ранних этапах предметы производились не из металлургического, а из метеоритного железа, которое отличается повышенным содержанием никеля.
Рис. 182. Кинжалы из золота и метеоритного железа в коллекции Тутанхамона
Хотя, скажем, известный исследователь древней металлургии С.Григорьев полагает, что наличие примесей никеля в изделиях, не может служить указателем именно метеоритного происхождения железа.
«…принятие в качестве маркера для метеоритного железа наличие примеси никеля (что свойственно очень многим ближневосточным изделиям) следует признать необоснованным. Никелесодержащее железо могло быть произведено и при плавке медной руды. Теоретически это, на первый взгляд, невозможно, поскольку в системе Ni–Cu–Fe никель будет полностью переходить в медь. Однако в более сложных системах, с участием мышьяка, никель будет распределяться между железом и медью.
Легирование меди мышьяком имело место в Анатолии и в Закавказье, начиная с IV тысячелетия до нашей эры. В своей работе по синташтинской металлургии я показал, что легирование мышьяком осуществлялось на стадии плавки руды. С учетом ближневосточного происхождения синташтинской культуры, мы вправе допускать использование подобного способа легирования и там. В этом случае соотношение железных изделий с никелем и без него указывает не на соотношение метеоритного и металлургического железа, а на соотношение легированного и нелегированного металла.
Использование никелесодержащей бронзы в Передней Азии известно достаточно широко. Повышенные же концентрации никеля в древнем железе этого региона иногда сопровождаются более высокими концентрациями мышьяка» (С.Григорьев, «Древнее железо Передней Азии и некоторые проблемы археологии Волго-Уралья»).
В частности, Григорьев высказывает предположение, что железо древние металлурги получали в качестве дополнительного продукта при плавке медных руд, содержащих железо, например, халькопирита – CuFeS2 (см. Рис. 28). С этим связана нестабильность его получения, редкость и дороговизна.
Однако в целом и Григорьев не отрицает, что раньше всего использовалось именно метеоритное железо, а изделия из железа, выплавленного из руды, появляются позже…
Рис. 183. Бусы из метеоритного железа, найденные в Египте
Различаются показания исследователей и в отношении датировок самых древних железных изделий, хотя имеющийся разброс дат укладывается в единый период – VI-IV тысячелетие до нашей эры.
«Самым древним предметом из железа, известным археологам, считаются бусы из полых трубочек, найденные английским археологом Петри при раскопках египетских могил конца IV тысячелетия до нашей эры. Бусы сделаны из кованого железа, в котором обнаружено до 7,5% (масс.) никеля, что характерно для железа метеоритного происхождения. К концу того же тысячелетия относится и кинжал из метеоритного железа, найденный на юге Месопотамии, где когда-то находился шумерский город-государство Ур (на территории нынешнего Ирака)» (П.Черноусов, В.Мапельман, О.Голубев, «Металлургия железа в истории цивилизации»).
Хотя те же авторы далее упоминают, что при раскопках турецкого Аладжа-хююка были обнаружены предметы из железа рудного происхождения более раннего происхождения – небольшие крицы, произведенные, по-видимому, тигельным способом, и датируемые некоторыми специалистами VI тысячелетием до нашей эры. А Григорьев пишет, что наиболее раннее железное изделие датируется 5000 годом до нашей эры и происходит из Саммары в Северной Месопотамии.
Но как бы то ни было, все исследователи сходятся в том важном для нас выводе, что железные изделия появляются на тысячелетия позже, нежели изделия из бронзы. Косвенно на это указывает и то, что оружие и орудия из железа не сразу приобрели вполне соответствующие этому материалу формы – на первых порах в них прослеживается подражание бронзовым литым предметам.
Историки объясняют это тем, что самые древние – сыродутные – печи не обеспечивали температуры, необходимой для получения расплавленного железа (подробно об этом написано в начале книги). Получаемое в таких печах железо в виде криц с массой лишних примесей, остатков каменного угля и шлаков требовало довольно трудоемких дополнительных операций – горячей ковки, закалки и прочего. И лишь после этого можно было получить изделия, которые были сопоставимы с бронзовыми по своим эксплуатационным свойствам.
Рис. 184. Работа кузнеца была непростой
Однако можно предложить и совсем иную версию более позднего появления железных изделий.
Боги – представители высоко развитой инопланетной цивилизации – в железе, выплавляемом из руд, не нуждались. Обеспечить себя этим металлом они могли гораздо проще – за счет уже готового метеоритного железа. Это железо не только не имеет лишних вредных примесей, но и обладает дополнительным преимуществом, поскольку представляет собой не химически чистое железо, а сплав с никелем. Никеля в железных метеоритах от 5 до 30 процентов (а бывает и больше). Наличие же никеля в сплаве не только существенно увеличивает твердость и прочность металла, но и значительно повышает его устойчивость к коррозии.
Среди всего количества падающих на нашу планету метеоритов доля железных не так уж и велика – она оценивается всего в 5-7 процентов. И падают они не так-то часто. Но богам не было необходимости искать железные метеориты среди уже упавших, как не требовалось и дожидаться их очередного падения.
Дело в том, что основным «поставщиком» падающих на Землю метеоритов является Пояс астероидов, располагающийся между орбитами Марса и Юпитера. Понятно, что цивилизации, освоившей межзвездные перелеты, не представляет никакой сложности с помощью методов дистанционного зондирования выявить среди огромной массы астероидов те, которые состоят из сплава железа с никелем, выловить их и транспортировать в место переплавки.
Рис. 185. Железный метеорит
Достаточно очевидно, что к данному процессу привлекать людей было абсолютно бессмысленно. Тут они богам не могли быть помощниками. Богам было проще справиться с этим самим.
Другое дело – цветные металлы. Нет медных или бронзовых метеоритов, как нет алюминиевых, золотых и серебряных. Хочешь – не хочешь, а добывать эти металлы есть возможность только из земных руд. И тут помощники из числа «говорящих мартышек» вполне могли пригодиться. Поэтому боги и обучили людей простейшей технологии выплавки цветных металлов из руды. А то, что эта технология не годится для получения качественного железа, небесных богов совершенно не волновало – лично им-то его хватало.
Так что получается, что способы получения железа люди изобретали уже сами. Но произойти это могло лишь после длительной металлургической практики (занявшей тысячи лет) по уже готовым рецептам получения цветных металлов, полученных от богов. Косвенно в пользу этого говорит и то, что как раз по железу (в отличие от цветных металлов) в полной мере можно проследить этапы эволюционного развития знаний и металлургических технологий.
И напоследок для целостности картины добавлю еще один штрих.
Вполне вероятно, что переход из бронзового века в железный происходил вовсе не из-за преимущества железных изделий над бронзовыми. Как раз все наоборот – очень длительное время железные изделия уступали бронзовым. Смена основного металла произошла из-за того, что к этому времени были в целом исчерпаны запасы легкодоступной меди – главного составляющего бронзы. Людям ничего не оставалось, как все равно переходить к каким-то более трудоемким технологиям – либо осваивать способы работы с бедными или труднодоступными месторождениями медных руд, либо развивать методы добычи и обработки железа. Был выбран второй путь, но выбор этот был не от хорошей жизни.
Переход в железный век был вынужденным!..
Рис. 186. Пояс астероидов в представлении художника
Вместо заключения
В 1875 году в одном из индийских храмов был найден текст под названием «Виманика шастра». По мнению исследователей, этот текст был написан в IV веке до нашей эры на основе более ранних источников.
«Виманика шастра» описывает летательные аппараты древних богов. Здесь же даются рекомендации «воздухоплавателям» по одежде, питанию и даже по созданию подобных летательных аппаратов, которые называются «виманы». В частности, указывается и то, какие металлы необходимо использовать при создании виман, и как это именно делать.
Приведу отрывок из этого текста в том виде, как он представлен в одной из интернетных публикаций.
«…существует три группы металлов: сомака, соундалика и моуртхвика. Путем их перемешивания можно получить шестнадцать видов теплопоглощающих металлов.
Вот названия этих металлов: ushnambhara, ushnapaa, ushna-hana, raajaamlatrit, veerahaa, panchaghna, agnitrit, bhaarahana, sheetahana, garalaghna, amlahana, vishambhara, vishaluakrit, vija-mitra, Vaatmitra и другие.
В «Манибхардакарике», или «Изречениях Манибхадры» говорится: «Существует шестнадцать легких металлов, пригодных для изготовления летательных аппаратов. Эти металлы теплопоглощающие, и поэтому должны использоваться в производстве летательных аппаратов».
…эти шестнадцать металлов, полученных путем смешивания ископаемых металлов с металлами групп soma, soundaala и mourthwika, не проводят тепло, и поэтому хороши для изготовления виман…
Рис. 187. Рукма-вимана
В третьем разрезе седьмого пласта земли были обнаружены металлы группы soma. Их 38 видов. Среди них есть три металла, из которых были получены Ooshmaloka, или жаростойкие металлы. В «Лохатантре», или «Науке о металлах», также говорится, что металлы группы Сома, обнаруженные в третьем разрезе седьмого пласта земли и обладающие пятью особыми свойствами, называются «биджалоха» или «ископаемыми металлами».
В недрах земли насчитывается 3000 металлосодержащих пластов. Из них 1300 пластов содержат металлы, обладающие лучшими свойствами. В седьмом слое содержатся металлы 27 типов. Металлы 3-го типа обладают пятикратными свойствами, и известны как ископаемые металлы…
Названия этим металлам даны мудрецом Атри в «Намарт-хакальпе»: «Souma, Sowmyaka, Soundaasya, Soma, Panchaanana, Praanana, Shankha и Kapila – суть названия металлов группы Souma, отражающие присущие им свойства».
Название «Souma» состоит из звуков: «с», «оу», «ма» и «ха». В «Парибхаша-чандрике» и «Вишвамбхара-карике» утверждается, что энергия океана и энергия солнечного света наделяют ископаемые металлы четырьмя видами сил. Согласно «Валмики-ганитхе», сумма всех этих сил должна равняться 1, 67 или 768. Некоторые из сил, присущих вышеназванным металлам, обозначены звуком «с». Некоторые из сил, исходящих от солнца и стихий, обозначены звуком «оу». Точно так же, другие из рассматриваемых сил обозначены буквами «ма» и «ха».
Все ископаемые металлы по содержанию в них сил Варуны и Сурьи подразделяются на четыре группы. Сказано, что суммарная сила каждой из трех групп металлов (сомы, соундалы и моуртхвики) должна соответствовать 1, 67 или 768. Из сил Коогта и Kashyapa, относящихся к группе Vaaruna, 67-я сила из Oosha-koorma и 85-я сила Kaashyapa, которую еще называют «Kaala», обозначены буквой «Са»…
Сначала берут металл группы сома, заполняют им широкий сосуд, куда добавляют jambeera (сок сладкого лимона), likucha (лаймовый сок), vyaaghra (касторовое масло), chinchaa (тамаринд), и jamboo (сок плодов сизигиума) и, нагрев до 270 градусов, кипятят в течение одного дня. Затем металл извлекают, промывают и кипятят в пяти маслах, четырех кислотах и семи отварах.
Все эти элементы перечислены в «Самскара-дарпане»:
Gunjaa (лакричник), Kanjala (касторовое масло), kunjara, и karanja (масла с берегов Индии), кислоты praana-kshara, viranchi, kanchuki и khura, а также hingoo (асафетида), parpata, ghontikaaa, jataa-maamsee (нард), белая тыква-горлянка, или Vidaaraanginee, и отвары matsyaakshee.
Таков процесс очищения металла сомы.
Металлы группы соундала, так же как и металлы сомы, очищаются путем кипячения в котле, за исключением того, что очищение здесь совершается шестью кислотами, семью маслами и пятью отварами. Согласно «Самскара-дарпане», к этим ингредиентам относятся: ingaala, или ingudee, gouree (красноватая трава), каури, виноград, масла rata, aapya, и ulbana, кислоты ankola, mushti, shankha, bhallaataka, kaakola и virancha, а также отвары или кашицы, приготовленные из kuluththa (мелкого горошка), nishpaava, sarshapa (горчицы), aadhaka и пшеницы.
Металл группы mourthweeka следует прокаливать так же, как металл группы soundaala, а затем кипятить в масле shivaari, кислоте kudupa и отваре из кожи vishambharee».
Далее следуют указания по металлургическому оборудованию для получения и обработки металлов…
Рис. 188. Скальный храм в Эллоре (Индия)
Текст кажется абсолютно бессмысленным и малоинформативным. Он изобилует названиями и терминами, содержание которых не раскрывается. Вдобавок, если в нем и прослеживается какая-то система, то она кардинально отличается от принятой у нас систематизации металлов.
Неизвестно, насколько точно данный текст воспроизводит некие древние источники. И воспроизводит ли вообще, а не является чьей-то выдумкой. А если воспроизводит, то не ясно – предоставляет ли он нам какую-то информацию о реальных знаниях богов или является целенаправленной дезинформацией…
Как бы то ни было, в Индии уже имеется лаборатория, в которой на основе этого и других подобных текстов энтузиасты пытаются получать новые сплавы и изучать их свойства. Получится ли что-нибудь у них – покажет время…