Исторический клуб: Часть СЗФО в "Книге Большого чертежа" - Исторический клуб

Перейти к содержимому

 
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Часть СЗФО в "Книге Большого чертежа" "Книга Большого чертежа" в приложении к Книге

#1 Пользователь офлайн   Кристофер Робин 

  • Рыцарь Клуба
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Рыцарь
  • Сообщений: 124
  • Регистрация: 08 Февраль 14
  • Естественные науки
  • Пол:
    Мужчина
  • ГородОрел

Отправлено 08 Март 2014 - 12:59

Прошу принять мою скромную лепту в тему Книги в виде топонимов «Книги Большого чертежу» (КБЧ) и небольшого фрагмента рисунка с их идентификацией; желтыми линиями показаны пункты, связанные в "КБЧ" указаниями на расстояние между ними.

Собственно, ничего особенно нового в предложенное ТИ, за исключением трех моментов, добавить нечего. От широты Великого Новгорода к северу до оконечности Ладожского озера (озеро Нево) и долготы от Ладоги к западу до Балтики упомянуты следующие топонимы.

Топонимы населенных пунктов: Карела, Выбор, Ладога, Орешек, Копорье, Яма, Ругодев (или Ругодив), Иваньгород, Гдов, Юрьев, город Кобылей. Юрьев упомянут в «Городах порубежных», остальные топонимы – в «Росписи рекам поморским, морским берегом от усть реки Тенуя».

Гидротопонимы: река Вокса, Узерва озеро, река Узорва, Корельское озеро, Нево – Ладожское озеро, Котлино озеро (Финский залив), Выгозеро, Онежское озеро, река Нева, река Волхов, Ильмень озеро, река Нерова (Нарва), Чудцкое озеро, Псковское озеро.

Топонимы областей: остров Котлин, остров Березовой.

Не отождествлен населенный пункт Варзино: «…на реке на Волхове, от Новагорода 70 верст, Варзино.».

Теперь о непонятках. Во-первых, согласно Яндекс-карт, речек Вуокса целых три: одна впадает в озеро Вуокса, соединенное с Ладожским озером, у Приозерска; другая течет южнее из озера Сайма в Финляндии и впадает в озеро Вуокса (другое озеро Вуокса!), соединяющееся также с Ладожским озером через Суходольское озеро и речку Бурную, и в это другое озеро Вуокса впадает река Вуокса-Вирта. На все это многообразие топонимов типа «Вуокса» на местности в «КБЧ» скупо упомянуто «…а из озера вытекла река Вокса и пала Вокса в озеро в Узерво.» На мой взгляд, пока не будет ясности с «рекой Воксой», местоположение крепости Карелы, радостно показываемой туристам, весьма зыбко.

Во-вторых, в «КБЧ» не упомянута Нарва; вместо нее говорится о городе Ругодев, причем то, что под теперешней Нарвой понимается Ругодев, в списке КБЧ №1330 сказано четко: «…а против Иванягорода на другой стороне город Ругодев.». В то же время, согласно ТИ, Нарва основана в 1223г., привожу цитату из Википедии.

Цитата

Крепость в Нарве была основана датчанами 30 ноября 1223 года. В первой половине XIV века Нарве даны права города. С 1223 по 1346 гг. Нарва принадлежала Дании, а затем до 1558 года. − Ливонскому ордену. В это время строится замок Германа (13-15 вв.), являющийся наглядным свидетельством стратегической важности города.

В 1492 году для борьбы с Ливонией напротив Нарвы князем московским Иваном III была построена Ивангородская крепость. Во время Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками 11 мая 1558 года. Царь Иван Грозный планировал сделать Нарву крупным торговым и военным портом Руси на Балтийском море. В городе были построены православные храмы, за 23 года русского правления в него переселились немало русских купцов и ремесленников. Нарвская торговля с городами Северной Германии, Дании, Голландии, Франции и Англии стала очень прибыльной и быстро развивалась. Однако для Шведского королевства и Речи Посполитой появление русских в Балтийском море было крайне нежелательным, из-за чего оба государства вступили в войну. В битве под Венденом на ливонском театре военных действий наступил перелом. В августе 1579 года шведы предприняли первую попытку овладеть Нарвой, но отступили, потеряв около 4000 человек. Во время осады 1581 года шведам, однако, удалось овладеть городом, после чего в нём было вырезано около 7000 русских горожан.

В 1590 году Нарва вновь осаждалась русской армией. 1595 году между Россией и Швецией был заключён Тявзинский мир. По этому договору Россия навсегда отказывалась от притязаний на города Нарва и Ревель, но получала все земли восточнее реки Нарвы.

С попытки отвоевать Нарву Пётр I начал Северную войну.


В-третьих, в «КБЧ» не упомянут Валаамский монастырь. Может быть, где-то в ссылках он присутствует, но по тексту его нет.

Сообщение отредактировал Кристофер Робин: 08 Март 2014 - 21:29


#2 Пользователь офлайн   Кристофер Робин 

  • Рыцарь Клуба
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Рыцарь
  • Сообщений: 124
  • Регистрация: 08 Февраль 14
  • Естественные науки
  • Пол:
    Мужчина
  • ГородОрел

Отправлено 08 Март 2014 - 18:35

Добавляю карту к первому посту.

Изображение

Лежит по ссылке http://s019.radikal....1ed1c00624.jpg.

Сообщение отредактировал Кристофер Робин: 08 Март 2014 - 18:35


#3 Пользователь офлайн   Кристофер Робин 

  • Рыцарь Клуба
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Рыцарь
  • Сообщений: 124
  • Регистрация: 08 Февраль 14
  • Естественные науки
  • Пол:
    Мужчина
  • ГородОрел

Отправлено 09 Март 2014 - 18:15

Разобрался с непоняткой по «реке Воксе» и еще раз восхитился смекалкой предков. Хотя пост и не имеет отношения к Книге, прошу его не удалять.
На мой взгляд, скупой фразой в «КБЧ» отражен путь из Балтики в Ладогу в обход Невы. Привожу предполагаемую схему пути с комментариями.

Изображение

От Выборга в настоящее время вглубь Финляндии проходит Сайменский канал (в озеро Сайма), обозначен красной линией. Его история по Википедии:

Цитата

Огромный бассейн Сайменской озерной системы, богатый лесами, не имел водных путей сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером[5][К 1]. Порожистые и мелкие реки не годились для транспортировки грузов. Приходилось разгружать суда в Вильманстранде и перевозить товары 50 вёрст сухим путём, по горным дорогам до Выборга, где их снова грузили на корабли. В обратную сторону тем же способом доставляли необходимые жителям озёрного края продукты, в основном зерно и соль[6]. Такой путь занимал много времени и отражался на ценах.


Для мелкосидящих карбасов, по моему мнению, проблема порогов была не столь актуальна, как ее описывают в Википедии, да и какие это были пороги – сейчас никто не скажет, канал прорыли в XIX веке.

Но далее, из озера Сайма, открывается дорога на Ладогу – по реке Вуокса (желтая линия) в первое озеро Вуокса, затем вверх по течению Вуоксы-Вирты (оранжевая линия); далее переволока в другую реку с тем же названием Вуокса, по ней до второго озера Вуокса, из которого – в Ладогу.
В начале пути стояла крепость Выбор (название символичное – выбор пути в Ладогу, буква «г» появилась у Выборга позже), в конце – крепость Карела. На переволоке из Вуоксы-Вирты во вторую Вуоксу стояла Тиверская крепость.
Привожу космоснимок переволоки, ясно видно, что она искусственного происхождения.

Изображение

Также приношу извинения по поводу высказанного в первом посте сомнения о достоверной истории крепости Карела. :vozglasi-420: Крепость, на мой взгляд после изучения пути, самая что ни на есть подлинная.

Сообщение отредактировал Кристофер Робин: 11 Март 2014 - 11:10


#4 Пользователь офлайн   CLARA 

  • Леди
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Леди Клуба
  • Сообщений: 11
  • Регистрация: 29 Октябрь 15
  • Военная история
  • Пол:
    Женщина
  • ГородМосква

Отправлено 31 Октябрь 2015 - 14:32

Да слишком ровный для природного происхождения.

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Все права защищены © 2011 - 2020 http://istclub.ru – Сайт "Исторический Клуб"