Уважаемые дамы и господа, представляю вашему вниманию скромное расследование о судьбе бесценной реликвии, пережившей шесть с небольшим столетий, а ныне бесследно утерянной. Однажды я уже затрагивал эту тему в одном из своих блогов, теперь прошу вашей помощи в поиске истины. Это, так сказать, первая проба пера, не судите строго.
Итак, шел 1551 год от Рождества Христова. Территория современного Крыма, являлась центральной частью одного из наиболее могущественных государств Восточной Европы - Крымского ханства, во главе с новым правителем Девлет Гераем . Дальновидный хан, принимает важнейшее для того времени решение, перенести столицу Крымского ханства из Бахчисарая в Гезлев (совр. Евпатория). В подтверждение своих серьезных намерений, Девлет Герай распоряжается возвести в Евпатории величественную мечеть. Проект храма доверяют именитому зодчему Хаджи Сисану (автору всемирно известной Айа-Софии в Стамбуле). Так, в 1552 году началось строительство величайшего шедевра исламской архитектуры Хан-Джами или Ханской мечети. Чтобы окончательно утвердить статус будущей столичной мечети, Девлет преподносит храму дар неслыханный щедрости – двухсотлетний рукописный Коран, выполненный на пергаменте превосходным каллиграфом. Известный крымский историк и археолог В.А. Кутайсов, в одной из своих работ, уточняет, что пергамент был «исполнен торжественным почерком и украшен многочисленными акварельными миниатюрами-вставками (всего их насчитывалось 1280). Коран имел подстрочный персидский перевод. Этот дар по своей ценности мог равняться стоимости самой мечети».
К сожалению, планам Девлет Герая не суждено было сбыться. Строительство мечети затянулось, и было окончено только в 1564 году. 29 июня 1577 года Девлет I Герай скончался в Бахчисарае, а ханский трон занял его сын, 45-летний калга Мехмед Герай . Город Гезлев разросся и превратился в крупный торговый порт, но так и не стал столицей. А что же случилось с Кораном? Да ничего особенного, он вместе с мечетью пережил междоусобицы, многочисленные войны, присоединение Крыма к России, революции. Но уже в 20 веке, судьба уготовила рукописи жестокий жребий.
После окончательного установления Советской власти в Крыму, создается специальная комиссия по вопросам ликвидации культовых имуществ. В поле зрения нового государственного органа попадает упомянутая выше евпаторийская мечеть Хан-Джами. В состав комиссии включают уполномоченного Крымского отдела охраны памятников старины и искусства в Евпаторийском округе и одновременно директора Евпаторийского археолого-этнографического музея П.Я. Чепурину. Благодаря работе комиссии 3 декабря 1928 года был составлен акт о передаче здания мечети Хан-Джами в пользование Евпаторийского музея. К акту прилагалась опись культового имущества храма, в которой мы находим пункт: «Религиозные книги различные 30 шт.». Зная, что среди этих 30 книг, находится древний рукописный Коран, П.Я. Чепурина пишет письмо в Крымский ЦИК, с подробным описанием уникальности предмета. Цитирую: «…находящийся в Хан-джами г. Евпатория рукописный Коран с позолотом и миниатюрными заставками, начатый в 709 хиджры (1309 г. по Р.Х. - А.Я.) и оконченный в 714 хиджры. (1314 г. - А.Я.) представляющий большую эпиграфическую ценность, находится в открытом виде на подставке (ралле) в мечети, очевидно посетители хватают его руками и уже в нем не хватает нескольких миниатюрных заставок. Это указывает на то, что памятник может в скором времени совершенно погибнуть. Для спасения его от гибели совершенно необходимо изъять этот памятник из мечети и поместить под особую витрину в Евпаторийском музее для того, чтобы сделать его историческим достоянием всех трудящихся».
Ответ не заставил себя долго ждать. Центральное административное Управление Крыма требовало изъять старинный Коран, что и было сделано. Но, несмотря на все заслуги, авторитет Чепуриной в глазах руководства заметно падает. Причиной тому послужил межличностный конфликт Полины Яковлевны с заместителем заведующего КрымОХРИСом (специального государственного органа по руководству музеями Крыма) Я.П. Бирзгалом.
На IV Керченской конференции музейных работников (1926 г.) Я.П. Бирзгал выступает с докладом, в котором он вносит предложение о полной реструктуризации Евпаторийского археолого-этнографического музея. А главное, о передаче части экспонатов, не имеющих профильного значения в другие музейные учреждения. П.Я Чепурина, в свою очередь, на конференции, посвященной Корану, сообщила о самовольных действиях заместителя заведующего КрымОХРИСа Я.П. Бирзгала, что без специального разрешения, он отвез это редкое издание в Симферополь. Коран после этого выступления был возвращен, затем по настоянию все того же Бирзгала передан в Бахчисарайский музей.
Следствием этого конфликта, стало то, что с 1928 года на должность заведующего Евпаторийского музея назначают Я.Т. Благодарного. В письме, направленном в Главнауку Наркомпроса РСФСР от 29 августа 1929 г., Яков Тереньтьевич перечисляет имущество этнографического отдела музея. При этом он упоминает всего два рукописных Корана, но, к сожалению, не уточняет каких. Важно то, что до 1941 года рукопись находилась в Крыму. После начала Великой Отечественной войны, события развиваются более чем стремительно. На оккупированной территории, немецкими группами специального назначения, проводится секретная операция «Линц». Под руководством самого рейхсляйтера восточных областей А. Розенберга, из музеев захваченных областей СССР изымаются наиболее ценные экспонаты. Благодаря самоотверженной работе крымских музейщиков, часть исторических и культурных ценностей все же удается сохранить. С этого времени, дальнейшая судьба рукописи доподлинно неизвестна. В Государственном архиве России сохранились описи потерь, составленные на основе сведений с мест. На июль 1946 г. были установлены некоторые позиции, среди которых упоминается: «Коран из бывшей Евпаторийской соборной мечети Джума-джами (Хан-Джами-авт.), богато украшенный золотым орнаментом, 14 в., 300000 руб. золотом».
Теперь главный вопрос! Где же сейчас находится рукопись? Большинство крымских исследователей-краеведов уверены, что Коран храниться в одном из музеев Санкт-Петербурга. Так ли это на самом деле?