Но, наконец, после долгого забвения, данная тема снова была поднята – статья Н.И.Савельева «Корона Джанибека» в отечественной и зарубежной историографии» во 2 –м номере «Российской археологии» прошлого года является наиболее полным источником по сему артефакту.
Начну:
Цитата
…
Первые сведения о некой короне, найденной в «ахтубинских развалинах», мы получаем от саратовского краеведа А.Ф.Леопольдова.В отчете о посещении Царевского городища в 1837 г. он упоминает о находке в развалинах небольшой короны «весом в полфунта, которая была продана за 20 рублей» (Леопольдов, 1837. С. 127; 1839. С. 101).
Братья Г. и Н.Чернецовы, посетившие Царевское городище в 1838 г., писали: «По словам здешнего старожила, недавно здесь найдена небольшая корона, которая была куплена одним сарептянином со многими другими вещами» (1970. С.136).
В 1847 г. В.В.Григорьев сообщил о находке «золотой короны хана Джанибека … неизвестно кем и неизвестно каким образом попавшей в великогерцогский кабинет восточных древностей в Йене, где она теперь и хранится»...(Григорьев, 1847. С. 375).
В следующий раз корона упоминается в 1851 г. на заседании Императорского археологического общества, где выступил его секретарь П.С.Савельвев. … сообщил «о двух примечательных древностях, вывезенных из России и находящихся теперь в заграничных кабинетах, в Париже и в Йене» (Савельев, 1851. С. 56; 1852. С. 33) … привел только условное название предмета –«золотая корона Джанибека, хана Золотой Орды», и просил общество запросить из Германии «хотя бы гальванопластические снимки или верные рисунки» этого артефакта (1851. С. 27; 1852. С.34; Веселовский, 1900. С. 293). Просьбу ученого удовлетворили. Ответ от немецких коллег пришел спустя 8 месяцев, и на заседании общества 15 октября 1851 г. П.С.Савельеву было поручено опубликовать этот предмет (Известия … 1855. С. 328,329). К сожалению, публикация так и не вышла в свет …
...
Первая публикация короны Джанибека в России была выполнена А.А.Спицыным (1906) более 70 лет спустя после первого упоминания о ней.
Цитата
«Золотая бляшка от татарского женского головного убора, хранящаяся в Йенском велико-герцогсокм музее и известная в русской археологической литературе под названием Джанибековой короны (Савельвев в Ж.М.Н.П. 1851 г. Ч. 72; Веселовский Н.И. История Импер. Русского Археолог. Общ. С. 293). Найдена в 1840-х гг. в одном из двух «Царских могилиц», в 7 в. от Волги на границе с. Пролейки и ст. Александровской. Курганы были обнесены стенами; в них найдены золотые короны, чашки, статуэтки и пр. (Сарат. Вед. 1846. 4) … Вместе с бляшкой хранится еще оправа для камня. Совершенно такая же, как найденная Д.Я.Самоквасовым в курганах под Вороной. Джанибековой короной бляшка названа по сходству ее с орнаментом на некоторых монетах этого хана. Подобная бляшка найдена недавно при раскопках татарских курганов близ Екатеринослава, но мы не могли добыть ее рисунка (хранится в местном музее, много ближе, чем Йена). По словам Ибн-Батуты, венчики или бляшки, носимые придворными татарским дамами на шапочках, носили название бугтаков; такие венчики снабжались павлиньими перьями, для которых есть приемник и в Йенской бляшке» (Спицын, 1906. С. 169).
Спустя более 50 лет Б.Б.Жиромский в работе, посвященной раскопкам А.А.Терещенко на Царевском городище, упоминает о находке короны Джанибека … (Жиромский, 1959. С. 116).
Знаменитый исследователь Золотой Орды Г.А.Федоров-давыдов в научно-популярном издании (1968) посвящает небольшую главу золотой короне Джанибека. … публикует текст письма, отправленного в Институт Археологии СССР в 1959 г. немецким исследователем Капеллером, который просит сообщить о судьбе присланных в Россию описаний и фотографий короны. В письме говорится о трех запросах из России: от А.Орешникова (крупного ученого-нумизмата) в 1896 г, от графини Уваровой, главы Московского нумизматического общества, в том же 1896 г. и от А.А.Спицына в 1901 г. Все запросы удовлетворены, но судьба их автору письма неизвестна, и он просит «сообщить ему что-нибудь о судьбе «короны Джанибека» иили ее изображений». Подводя итог, Г.А.Фелоров-Давыдов сетует, что такой предмет отныне потерян для науки, но указывает на его роль катализатора интереса к золотоордынским древностям Поволжья и начала археологических работ А.В.Терещенко (Федоров-Давыдов, 1968. с. 119,120).
…
В статье, посвященной украшениям головного убора из Симферопольского клада, В.А.Мальм анализирует стилистические особенности украшения из клада 18967 г. и в качестве аналогий данной категории предметов приводит корону Джанибека (1980. С. 142) …
М.Г.Крамаровский в своих работах считает корону Джанибека деталью монгольской мужской шапки орбелге и приводит ей аналогии среди данной категории находок, в том числе и среди предметов Симферопольского клада(Сокровища Золотой Орды, 2000. с. 235; Крамаровский, 2001. С. 31).
Цитата
«В личной беседе г. Цвик рассказал мне следующее.
На протяжении 18 лет своего пребывания в Сарепте на Волге в качестве главы местной общины Моравских братьев он старался собирать древности того края – и известные, и только что найденные, и был известен среди тамошнего населения как этакий собиратель.
Однажды он узнал, что в окрестностях найдены старинные монеты, однако в течении двух лет не мог разузнать куда они попали. Затем ему сообщили, что они принадлежат купцу из соседнего города.
Господин Цвик поспешил туда. Купец показал ему большое количество мелких серебряных монет Джучидов (Золотой Орды) и охотно согласился продать их г. Цвику. … Только одно золотое украшение купец продавать не желал – искусно сплетенное из нитей в виде распустившегося зонтичного соцветия. С трубкой в центре, открытой сверху, и с крышкой, которая изначально была с драгоценным камнем. Оно найдено вместе с монетами. Купец хотел поместить украшение перед изображением своего святого и вставить в отверстие свечу, как в подсвечник….
Он пожаловался своему русскому другу – губернатору тех земель – на скуку и свое несбыточное желание. Губернатор посоветовал ему набраться терпения и остаться с ним на следующий день. Наутро тот купец получил от губернатора приглашение на завтрак. Он явился в своем лучшем кафтане, с густо напомаженными волосами и бородой. И когда они порядком разошлись, напившись шампанского, губернатор, как рассказал мне г. Цвик, улучил подходящий момент и сказал купцу: у тебя же есть много старинных вещей, так пусть их покажут. За ними послали слугу, и вместе с блюдом, полным монет, он принес вожделенное украшение, о котором никто не знал, что оно представляло и для чего предназначалось.
Будучи в сильном возбуждении и в наипрекраснейшем расположении духа от выпитого вина, купец взял золотую вещицу и сунул г. Цвику в нагрудный карман - в качестве подарка за большую честь, оказанную ему купцу, приглашением на завтрак к губернатору.
Потом, по словам Цвика, они с купцом сходили к ювелиру и оценили стоимость золота, которую Цвик впоследствии оплатил.
…О том, как сделана была находка, ему рассказали следующее: один татарин, проезжая по развалинам Нового Сарая, древней столицы Золотой Орды, заметил несколько серебряных монет в куче земли, накопанной сусликом (разновидность крота). Он соскочил с лошади. Стал рыться в земле и насобирал в шапку несколько монет Джучидов, а также то самое золотое украшение….
Господин Цвик взялся предположить назначение этого золотого предмета. Под открытым сверху цветком-зонтиком из трубки в середину наружу расходятся шесть ажурных листочков, три из них, чередуясь с другими. Символически украшенные, образуют розетку, из которой распускаются пять (?) лилий.Этот важный признак, поскольку точно такой же рисунок и такого же размера известен нам по монетам хана Джанибека из династии Джучидов, по которым и датируется его правление. Данный символ является гербом, тамгой Джанибека. Отсюда следует, что это украшение происходит из времени его правления и некоторым образом с ним связано.
Господин Цвик пошел дальше. На оттисках печатей русских великих князей можно видеть их головные уборы. У первого из этих правителей, который освободился от власти Джучидов, - Ивановича (?) – на верхушке его роскошной шапки было точно такое же украшение, как и то, что перед нами. У предыдущих русских князей ее не было, а последующие ее носили. Более подробно это можно проследить на материале коллекции русских монет и медалей, которая располагается в Великогерцогской библиотеке в Веймаре…
Украшение на головном уборе было, таким образом, знаком положения властителя, так же, как и наша корона. … Русские князья переняли у Джучидов именно эту форму украшения головного убора как символ самодержавности и независимости (в известной мере – отказа от положения вассалов)….
В конце статьи К.Фоллерс высказывает сомнения по поводу интерпретации Г.Цвика золотого украшения, как короны хана Джанибека. К.Фоллерс говорит, что это скорее нечто вроде «Tepelik», который носили турецкие крестьяне (Vollers, 1906. S. 4).
…
Итак, корона Джанибека представляет собой полый золотой цилиндр, от которого расходятся вверх на «стебельках» шесть соцветий, три из которых в точности посторяют рисунок на монетах хана Джанибека. Вместе с короной юыла найдена золотая вставка для драгоценного камня. Сам предмет, видимо, первоначально имел другой вид. В декоре укарашения явно видны места гнезда для крепления жемчуга или драгоценных камней. В.А.Мальм считала, что «перегруженность украшений различными орнаментальными деталями, его пышность и причудливая форма являются характерными чертами ювелирного искусства Золотоордынского государства»(1980. С. 143). Взяв за основу украшения из Симферопольского клада, мы попытались реконструировать первоначальный вид короны Джанибека. …
Цитата
…
В 1840 г. Г.Цвик продал коллекцию монет вместе с короной за 1000 талеров.
…
После 1906 г. следы короны теряются. М.А.Очир-Горяева связывает это со 2-й мировой войной; Ш.Хайдеман – с 1-й мировой войной.
…
В 2000-х гг. в Германии Ш.Хайдеманом опубликованы фотографии короны, которые вкупе с прорисовками А.А.Спицына позволили нам полноценно ввести в научный оборот знаменитую корону Джанибека.
Ну, вот и вся история с ордынским золотым украшением головного убора (мужское/женское), по виду идентичному тамге хана Джанибека