Исторический клуб: Потешная флотилия Петра Первого - Исторический клуб

Перейти к содержимому

 

Регламент общения

Регламент "ЗИК" (Регламент общения в разделах "Заседания Исторического Клуба" и "Авторский Раздел"*)


1. Общение в Разделе строго Тематическое.

2. Приводить ссылки на источники следует по схеме: Цитата фрагмента документа в тегах "Цитата"-выделение в ней сути по теме вопроса-точная ссылка на источник - комментарии автора Поста.

3. Переход на личности участников в любой форме, а также надменное общение с высот "профи" не допустимы. В Разделе все собеседники равны и все точки зрения весомы.

4. Весомость точки зрения (степень её аргументации) зависят от ссылок на источники информации и/или логического объяснение своей позиции. Точка зрения, не подкреплённая источниками и логическим объяснением может быть признана флудом и удалена из темы. Тема, которая не была раскрыта автором и не подлежала обсуждению в течение месяца, может быть скрыта (или удалена) как самим автором, так и модератором Раздела.

5. Если Автор Поста в процессе обсуждения не может привести заявленных им аргументов (ссылок на источник, логического обоснования), то оппонент может потребовать от модератора удалить неподтвержденный Тезис, ибо это может рассматриваться, как флуд с целью увода Темы от сути вопроса. Модератор сам вправе в любой момент отмодерировать голословные утверждения, если оные носят характер злонамеренного зафлуживания Темы.

6. Раздел преследует своей целью поиск исторической истины в ходе вежливой и конструктивной полемики. Каждая Тема должна заканчиваться Выводом (результатом Расследования). Наиболее значимые Выводы решением ОС попадают в Красную Книгу Клуба (ККК) и застывают там как Параграфы ККК с номерами. При последующих расследованиях на параграфы ККК можно ссылаться, как на установленные факты.



* В Авторском Разделе обсуждение Статей проводится исключительно в дубль-темах с маркером "Обсуждение". Автор обсуждаемой Статьи является там безусловным модератором и может модерировать так, как считает нужным.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Потешная флотилия Петра Первого Была ли флотилия на Плещеевом озере?

#1 Гость_recluse_*

  • Группа: Гости

Отправлено 26 мая 2011 - 09:45

На совместном заседании исторического клуба было решено открыть новую тему- расследование - Потешная флотилия Петра.

Из предварительного обсуждения стало ясно, что существование потешной флотилии Петра на Плещеевом озере в районе Переславля - Залесского у многих участников форума вызывает сомнения. И на это есть весомые причины.
Часть из них было уже высказано - особенно смущает небольшая глубина самого озера.

Постараемся в этой теме рассмотреть все факты касающиеся данной теме.
Фактов, как всегда очень мало и они скупы, но мы постараемся их восполнить.



ПОТЕШНАЯ ФЛОТИЛИЯ
В 1692 году Пётр заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились корабли потешной флотилии.

1 мая 1692 года флотилия была спущена на воду. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота. Недалеко от дворца, слева от него, они устроили небольшое возвышение, поставив тут свои пушки, сами выстроились в боевой порядок и только ждали первого движения нового флота, чтобы встретить его залпом оружий. Место, устроенное ими, с того времени называют «Гремяч», от грома пушек, как говорят жители села Веськова, из которых палили во время спуска флотилии в озеро.

http://dic.academic....note-kosatkin-0




СУДА «ПОТЕШНОЙ» ФЛОТИЛИИ ПЕТРА I
Флотилия была создана на Плещеевом оз. близ Переславля-Залесского для овладения молодым царем Петром Алексеевичем и его сподвижниками искусством судостроения и судовождения. Сведения о судах Переславской флотилии чрезвычайно скудны.
В некоторых источниках указываются название самого большого 30-пушечного корабля флотилии — «Марс», а также название одной из яхт — «Анна». Суда флотилии имели на вооружении 2–, 3–, 4– и 6-фн пищали. В 1696 96 таких пищалей были переданы из Переславля-Залесского на суда Азовского флота.
http://www.navy.su/-...hnaya/index.htm



Точное количество судов и типы судов, участвующие в потешных боях на озере, неизвестно. Есть картина Кардовского, но думаю это чистая фантазия художника, хотя наверное, суда изобразил правдопадобно.



Изображение

Д.Н. Кардовский (1866—1943)
"Переславская потешная флотилия на озере Плещеево 25 августа 1692 года"




И все-таки обратимся к достоверным фактам.
Ест письмо Петра из Переяславля.


Изображение
Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля апреля 20-го дня 1689 г.
http://museumperesla...tik/histori.htm


В письме упоминается большой корабль, но неясно, какой именно, какое водоизмещение.
Если документ подлинный, то письмо написано 20 апреля по старому стилю, на современный лад это будет примерно 7 апреля 1689 года.
Озеро освободилось ото льда 7 апреля 1689 года.

Отметим, что Переславля ТРИ:
• Переславль-Залесский
• Переяслав-Хмельницкий
• Переяслав-Рязанский

Переяслав-Хмельницкий пока «отложим», там все-таки теплее, хотя в нашем деле всякое бывает.
Что еще можно «выудить» из письма? Не готов большой корабль, для которого нужны канаты, каждый из канатов должен быть 700 сажен = 700* 2,134 метра= 1494
Округлим = 1500 метра или полтора километра.
Канатик ОДНАКО.


Но тут уже нужен специалист по парусникам.



Другой документ.

Изображение


Указ:
"Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года".




В 1722 году еще были остатки кораблей и галер, которые строили в Переславле.

Остается выяснить - в каком из двух.




:rolleyes:

#2 Пользователь офлайн   Александр Кас 

  • Магистр Клуба
  • Перейти к галерее
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Админ
  • Сообщений: 12 435
  • Регистрация: 13 марта 11
  • История, политика, дача, спорт, туризм
  • Пол:
    Мужчина
  • ГородМосква

Отправлено 26 мая 2011 - 10:33

Уважаемый Лорд, посмею высказать еще один вариант расположения верфей и маневров:

Вроцлав (Бреслау-Преслау-Переславль). Расположен на Одере, на 12 островах, через которые перекинуты многочисленные мосты. С воды кажется, что весь Вроцлав словно качается на волнах.

Изображение

Изображение
Изображение

#3 Гость_recluse_*

  • Группа: Гости

Отправлено 26 мая 2011 - 15:32

Дорогой Лорд, конечно мы будем рассматривать любые варианты, т.к. в нашем клубе важна только истина.
Фантазии оставим другим, тем более их пруд пруди. :rolleyes:


Буду благодарен за любые предположения.




Я пока остановлюсь на варианте Переслав - Рязанского.

Город Касимов входил в Рязанское наместничество, его первый герб
Изображение

http://www.4turista....-020511-kasimov


Изображение

Фрагмент карты
Яков Вилимович Брюс и Георг фон Менгден - Карта юга России. Издание Иоганна Хоманна.
Оригинал составлен во время Азовских походов конца XVII века.
Гравюра на меди.


http://www.newchrono.ru/staff/maps.htm


На карте виден канал соединяющий две реки, нижняя, скорее всего река Воронеж, которая впадает в Дон, верхняя река, скорее всего, река Цна. Река Цна впадает в реку Ока, Ока в Волгу.
Что интересно, есть еще одна река Цна на севере, и там тоже был канал :blink: -
12 января 1703 года Петр издал указ о "перекопной работе" в Вышнем Волочке. По указу следовало соединить Тверцу, впадающую в Волгу, с Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю, с помощью Тверецкого канала в несколько сотен метров.
http://www.map.infof...nevolozkaja.htm

Кругом одни двойники.

Любопытный факт на фрагменте карты, в сиреневом круге - одни монастыри.


Сообщение отредактировал recluse: 26 мая 2011 - 15:34


#4 Гость_recluse_*

  • Группа: Гости

Отправлено 26 мая 2011 - 15:49

Считается, что первым крупным кораблем европейского типа, был "Орел"

Изображение
Первый русский корабль "Орел"Первенец военного кораблестроения в России. Построен в 1668 году в селе
Дединове на р. Ока. Водоизмещение около 250 т., длина - 24,5м., ширина
- 6,5м., осадка - 1,5м., вооружение 22 пищали, экипаж 58 человек
(капитан, 22 матроса, 35 стрельцов ).

http://clubs.ya.ru/4...xml?tag=8185085
Этот корабль был построен на верфи близь Переславля-Рязанского, в селе Дединово.



А это уже начало 19 века.

С горечью моршанский городской голова Рымарев писал в своем докладе: "Моршанская пристань утратила всякое значение и это тем более грустно, что река Цна представляет собой прекрасный водный путь, весьма удобный для шлюзования, благодаря которому можно было бы установить непрерывное водное сообщение в течение всего лета. Моршанское уездное земское собрание возбудило даже в этом смысле ходатайство, но это не привело к каким-либо практическим результатам".

http://www.tstu.ru/w...vodnie_puti.htm

Южная река Цна очень удобна для судоходства и наверное во время половодья могли проходить довольно большие суда и без шлюзов.

Сообщение отредактировал recluse: 26 мая 2011 - 15:51


#5 Гость_recluse_*

  • Группа: Гости

Отправлено 26 мая 2011 - 16:36

И все-таки я ошибся :(


Канал соединяет реки неизвестную реку и Хупту. На Хупте город Ряжск.




Водные магистрали 1 и 2 классов на Европейской территории России
магистрали 2 класса:
..... 6 – Ока–Дон (Хупта–Ряса);


http://vv-dneprovsky...l.com/1383.html


На карте река Ряса совсем в другой стороне. :wacko:

Сообщение отредактировал recluse: 26 мая 2011 - 16:39


Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Все права защищены © 2011 - 2020 http://istclub.ru – Сайт "Исторический Клуб"