Исторический клуб: О "линии Мажино" и об обороне. - Исторический клуб

Перейти к содержимому

 

Регламент "ЗИК" (Регламент общения в разделах "Заседания Исторического Клуба" и "Авторский Раздел"*)


1. Общение в Разделе строго Тематическое.

2. Приводить ссылки на источники следует по схеме: Цитата фрагмента документа в тегах "Цитата"-выделение в ней сути по теме вопроса-точная ссылка на источник - комментарии автора Поста.

3. Переход на личности участников в любой форме, а также надменное общение с высот "профи" не допустимы. В Разделе все собеседники равны и все точки зрения весомы.

4. Весомость точки зрения (степень её аргументации) зависят от ссылок на источники информации и/или логического объяснение своей позиции. Точка зрения, не подкреплённая источниками и логическим объяснением может быть признана флудом и удалена из темы. Тема, которая не была раскрыта автором и не подлежала обсуждению в течение месяца, может быть скрыта (или удалена) как самим автором, так и модератором Раздела.

5. Если Автор Поста в процессе обсуждения не может привести заявленных им аргументов (ссылок на источник, логического обоснования), то оппонент может потребовать от модератора удалить неподтвержденный Тезис, ибо это может рассматриваться, как флуд с целью увода Темы от сути вопроса. Модератор сам вправе в любой момент отмодерировать голословные утверждения, если оные носят характер злонамеренного зафлуживания Темы.

6. Раздел преследует своей целью поиск исторической истины в ходе вежливой и конструктивной полемики. Каждая Тема должна заканчиваться Выводом (результатом Расследования). Наиболее значимые Выводы решением ОС попадают в Красную Книгу Клуба (ККК) и застывают там как Параграфы ККК с номерами. При последующих расследованиях на параграфы ККК можно ссылаться, как на установленные факты.



* В Авторском Разделе обсуждение Статей проводится исключительно в дубль-темах с маркером "Обсуждение". Автор обсуждаемой Статьи является там безусловным модератором и может модерировать так, как считает нужным.
  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

О "линии Мажино" и об обороне. "гора родила мышь, или много шума из ничего" Оценка: -----

#21 Пользователь офлайн   Hrolv Ganger 

  • Баронет
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Баронет
  • Сообщений: 309
  • Регистрация: 01 октября 11
  • Пол:
    Мужчина
  • ГородМосква
  • НаградыГеоргий III ст. за Флот по Корбу

Отправлено 26 сентября 2013 - 00:53

Cергей Mурашов сказал:

Так что, и французы, и Маннергейм, и советские создатели обеих крупных линий обороны ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, что их линии - могут быть пройдены противником... Смысл укреплений, как совершенно правильно указал Александр, в том, чтобы:

1. Задержать главные силы противника для подхода своих главных сил.
2. Заставить войска противника двигаться по маршрутам, выгодным обороняющимся.
3. Создавать сосредоточения сил противника для нанесения по ним массированных ударов, возможно даже с применением ОМП.

И т.п., и т.д....


Это именно то, что называется:

Цитата

нерациональное использование имеющихся ресурсов


Французам, финнам и большевикам следовало больше внимания уделять созданию ДЕЕСПОСОБНЫХ полевых войск, а не всевозможных укрепрайонов.

Я уже приводил пример прорыва Летического УРа.
Вот, более подробно:

Цитата

Результатом грандиозного предвоенного строительства в Советском Союзе стало создания целой системы оборонительных линий, призванных остановить любое вражеское вторжение на западных рубежах страны. Однако как показали события лета 1941 года, возведённые укрепрайоны не выполнили своего предназначения и не стали ощутимым препятствием для продвижения войск противника. На прорыв обширных укреплённых полос немцы затрачивали не более нескольких дней. Исключением не стал и Летичевский укрепрайон – наиболее крупный из построенных на территории Украины, который был полностью прорван немцами всего за два с половиной дня боёв. На его примере мы попытаемся разобраться в некоторых причинах, неожиданной слабости и нестойкости, этих загодя возведённых и оборудованных оборонительных линий, поглотивших миллионные ресурсы нашей страны.

Не вдаваясь в описание глобальных проблем и ошибок советского оборонного строительства в сфере долговременной фортификации, хотелось бы остановиться на одном конкретном примере, в котором все изначальные негативные факторы нашли своё выражение на тактическом уровне, приведя к провалу оборонительной операции на одном конкретном участке. Таким конкретным примером, в котором, на мой взгляд, наиболее показательно проявилось сочетание просчётов стратегического и тактического уровней, является прорыв немцев на стыке 10-го и 11-го батальонных районов обороны (БРО) Летичевского УРа. Именно этот быстрый и лёгкий прорыв немецких горных егерей в глубину всей нашей тактической зоны обороны привёл её к опрокидыванию на всём центральном участке укрепрайона (см. Схему-1).


Изображение



На данном участке линия УРа проходила вдоль железнодорожного полотна, проходящего от станции Деражня к станции Новая Гута. Полоса нашей обороны в этом секторе имела несколько линий фортификационных сооружений. В частности, она состояла (см. Схему 2) из:

  • передовой линии, проходящей с запада перед железнодорожной насыпью (со стороны противника);
  • главной линии, проходящей по боевому гребню возвышенности за железнодорожной насыпью;
  • тыловой линии, протянувшейся по холмам и склонам позади главной линии, и имеющей прерывистый фрагментарный характер.
С конца июня сектор обороны вдоль железной дороги заняли подразделения 37-го отдельного пулемётного батальона (ОПБ) ЛеУРа под командованием капитана Емельянова. Северный участок (Деражня – Сеноводы) оборонялся 1-ой ротой лейтенанта Захаревича, а южный (Сеноводы-Волосское-Новая Гута) – 2-ой ротой мл. лейтенанта Сухвалова К.И.

К 11-му июля на линию укрепрайона в качестве войск полевого заполнения прибыли соединения отступающей 12 Армии Юго-Западного Фронта. Сектор вдоль железной дороги занял 618 горнострелковый полк (командир – подполковник Н.Т.Андреев) 192 горнострелковой дивизии. А в качестве артиллерийской поддержки был выделен 579 гаубичный артиллерийский полк (командир майор А.Н.Фрейман) и 1-й дивизион 298 горно-артиллерийского полка.


Изображение


Характеризуя систему обороны на данном участке, нужно заметить, что опора укреплённой линии на железнодорожное полотно сама по себе являлась удачным решением. Железная дорога прорезает рельеф, создавая высокие насыпи в ложбинах и глубокие выемки на гребнях холмов, что создавало удобный рубеж обороны, исключающий любое свободное его преодоление подвижными соединениями противника. И хотя задумывался этот рубеж в начале 30-х и был рассчитан, главным образом, на польскую конницу, он не утратил своей актуальности и к 1941-му, являясь сильным препятствием на пути немецких моторизованных соединений. Насыпь и выемки не позволяли бронетехнике противника пересечь железнодорожное полотно, которое к тому же было хорошо прикрыто в оборонительном плане линией железобетонных ДОТов. В этом случае единственными доступными для подвижных соединений противника местами оставались лишь редкие переезды через железнодорожное полотно, которые, в связи с этим приобретали особое значение, становясь ключевыми точками при организации прорыва.

На интересующем нас участке был расположен один из двух переездов через железную дорогу, что и предопределило повышенное к нему внимание со стороны командования 1-ой горно-пехотной дивизии (широко известной как «дивизия Эдельвейс»), планировавшего в июле 1941-го операцию по прорыву укрепрайона.

Проведя в течении 13-14 июля тщательную разведку, немцы утвердились в своём намерении осуществить прорыв нашей обороны в районах имеющихся в наличии двух железнодорожных переездов. Причём полоса прорыва в районе рассматриваемого нами участка была признана наиболее перспективной для последующего быстрого и глубокого охвата наших обороняющихся частей с выходом в тыл всей линии обороны.

На следующий день 15 июля противник полностью реализовал свой замысел. Начав активные действия на рассвете около 07:00, немцы к 14:00 полностью прорвали укрепрайон в указанном месте и двинулись в сторону Волковинцев. Возникает естественный вопрос – каким образом немцам удалось так быстро прорвать мощную полосу обороны, занятую гарнизоном, полевыми войсками, обеспеченную артиллерией (включая полевую и капонирную), и почему они выбрали именно этот участок, что такое важное удалось заметить противнику, что было упущено нашими войсками?




Обратимся к Докладу командира 37-го ОПБ капитана Емельянова о ходе боевых действий в зоне ответственности его батальона. В частности он докладывает следующее:

« … К рассвету противник накопил до полка пехоты в противотанковом рву против ДОТов 309, 307, 305 и пользуясь открытым подходом к ДОТу 309 по двум лощинам (ДОТ имел ограниченный сектор обстрела на 100 метров не более) обошёл этот ДОТ и блокировал его первым. Причём ранее было установлено, что по этим двум лощинам возможно накопление танков и пехоты противника, а потому там были построены два ДЗОТа для противотанковых орудий, которые способны уничтожать танки и накопление пехоты противника. Однако в этих сооружениях огневых средств не было … » [2]

« … На рассвете 15.07.41 в районе 1-й роты открылась пулемётная и автоматическая стрельба, одновременно противник открыл арт. и миномётный огонь по сооружениям переднего края обороны. Через несколько минут было сообщено, что ДОТ № 309 заблокирован противником … » [2]

Далее, согласно приведённому документу, противник блокировал соседнюю точку № 307 и под прикрытием сильного артиллерийско-миномётного огня сосредоточился в мёртвом пространстве противотанкового рва и ложбин перед фронтом ДОТов №№ 309, 307, 305. Обороняющиеся подразделения артподдержки не получили. Немцы ввели в прорыв бронетехнику. Дальнейшие события капитан Емельянов описывает так:

« … Противник видя, что по нему артогня не ведётся, безнаказанно и смело начал действовать, просачиваться в тыл, блокировать наши точки вместе с танками. Таким образом, противник обходил зоны обстрела со стороны наших ДОТ, с одной стороны, а, с другой, часть сооружений разрушил прямой наводкой, амбразуры разбил, пулемёты вывел из строя … » [2]

Ещё через несколько часов бронетехника немцев, окончательно прорвав УР, была уже на пути к местечку Волковинцы.


Располагая подавляющим превосходством в огневых средствах, немцы полностью владели инициативой на поле боя, диктуя нашей стороне свою волю. Пытавшиеся огрызаться редкими выстрелами орудия наших батарей моментально засекались противником и подвергались массированному огневому налёту. Пулемётные ДОТы разрушались огнём немецких орудий, выдвинутых на прямую наводку. Любое сопротивление наших малочисленных подразделений сразу подавлялось.


Изображение





Егеря 1-ой ГПД день штурма 15 июля назвали «днём артиллерии». А в истории немецкой 4-ой ГПД, действовавшей с 1-ой ГПД смежными флангами, указанные события описываются так:

« … Оба горно-пехотных полка двигались с предельной осторожностью, выпустив вперёд подразделения разведки, отмечавшие обстановку на карте. В пределах полосы действия дивизии между деревнями Корыченцы и Деражня был обнаружен укреплённый район с большим количеством фортификационных сооружений.

Командование корпуса назначило проведение атаки позиций на 15.07.41 в 10 часов, по завершении разведки и рекогносцировки. Основные усилия атаки должны были концентрироваться

по внутренним флангам 1-й и 4-й горно-пехотных дивизий. Тщательно спланированные действия вселяли уверенность в проведении дивизией предстоящей операции. После 3-часовой артиллерийской подготовки, которая на завершающем этапе получила поддержку тяжёлых орудий пехоты и зенитной артиллерии, ровно в 10.00 с исходных позиций вступили в бой группы горной пехоты и инженерно-сапёрные отряды. Огневую поддержку обеспечивала батарея штурмовых орудий. Атака поражала отточенностью действий. Один за другим уничтожались бункеры и блиндажи, захватывались цели. Войска всё дальше прорывались вглубь оборонительного рубежа.

В 21.30 задача была выполнена на всех участках. По широкому фронту удалось прорвать линию Сталина с помощью лишь двух полков, действовавших в первом эшелоне … »

Изображение

Проведя на протяжении 13-14 июля тщательную инженерную разведку и быстро выявив все наши слабые места, противник определился с направлением прорыва и в течении 14 июля подтянул и изготовил к наступлению свои пехотные части. С утра этого же дня артиллерия немцев начала интенсивный обстрел выявленных целей. Многие наши ДОТы уже в этот день получили сильные повреждения. Развёрнутые своими амбразурами в сторону противника, фронтальные сооружения стали лёгкой целью для артиллеристов противника. Сильный огонь вынудил командира 2-ой роты 37-го ОПБ перенести свой КП из разбитого сооружения в рядом стоящий стрелковый ДОТ.

Основные силы противник сосредоточил против участка с ДОТом № 309 и расположенным за ним железнодорожным переездом. Отсутствие наших гарнизонов в ДЗОТах, фланкирующих глубокие ложбины по обе стороны от ДОТа № 309 дало возможность штурмовым подразделениям немецких горных егерей спокойно сосредоточиться в расположенных по фронту противотанковом рву и ложбинах. Подаренный немцам ров позволил даже разместить их любимые средства огневой поддержки пехоты – батарею миномётов (см. Схему-3).

Ещё перед рассветом немецкие штурмовые группы по упомянутым ложбинам сумели скрытно выдвинуться к ДОТу № 309. И около 07:00 быстро его заблокировали.

Полевые исследования, проведённые в апреле сего года, не выявили каких-либо следов обстрела или штурма ДОТа № 309. Данный факт говорит о том, что гарнизон ДОТа был застигнут врасплох и заметного сопротивления противнику не оказал.

Одновременно с атакой ДОТа № 309 немцы открыли сильнейший артиллерийский огонь по нашим позициям, что лишило наши подразделения возможности открыть эффективный огонь по наступающим немцам, а также организовать контрблокировочные действия. Сооружения, попытавшиеся огнём своих пулемётов воспрепятствовать распространению немецкой пехоты в зоне прорыва, подверглись точному массированному обстрелу разных видов вражеской артиллерии. Так огонь немецких горных батарей дополнялся работой немецких спаренных автоматических зенитных пушек, скорострельный огонь которых буквально выкрашивал бетонную поверхность ДОТов, разбивая амбразуры, калеча и уничтожая пулемёты и их расчёты. Сооружения в глубине были накрыты тяжёлыми орудиями.

Как вспоминал артиллерист Н.Н. Иноземцев 1-го дивизиона 298-го ЛАП 192 ГСД, огонь немцев отличался сосредоточенностью и высокой точностью, которую ни до, ни после ему наблюдать не доводилось.

Действуя своими штурмовыми группами вправо и влево от главной оси атаки, противник постепенно расширил коридор прорыва, чем обеспечил условия для ввода в него подразделений бронетехники. Основу бронегруппы немцев составляли самоходки «Штурмгешютц», 1-ой батареи 243-го, отдельного самоходного артдивизиона, специально приданной егерям дивизии «Эдельвейс». В 09:00 они появились перед переездом, а к 11:00 по балке Водяной почти беспрепятственно вышли к с.Новостроевка, которое располагалось в тылу первой полосы обороны ЛеУРа (Схема-3).

Около полудня бронегруппа противника, прорвавшаяся у переезда, соединилась с фланговыми подразделениями соседних частей, наступавших справа и слева. В результате остатки 1-ой и 2-ой рот 37-го ОПБ оказались в полном окружении. Роты 618-го ГСП отступили ещё раньше, как только обозначился успех немецкого наступления, не позаботившись о том, что бы уведомить об этом гарнизон УРа.

На слабо подготовленной второй полосе батрайонов ЛеУРа, системного сопротивления не было. Часть гарнизонов ДОТов, с приближением немецкой бронегруппы со стороны с.Новосёловка, почти без боя бросила свои сооружения. И лишь некоторые оказали упорное сопротивление, стоившее немцам определённого количества крови. Однако серьёзного влияния на продвижение немцев эта полоса оказать не смогла. И уже к 14:00 бронетехника и пехота противника, ничем не задерживаемая, устремилась к местечку и станции Волковинцы.

К 19:00 Волковинцы были заняты. А линия укрепрайона – прорвана на всю её глубину.


Необходимо отметить, что в тот день 1-я и 4-я горно-пехотные дивизии немцев в своей полосе наступления проделали ещё три бреши в нашей обороне. Однако в отличие от рассматриваемого нами сектора, на других участках горным егерям пришлось прорываться через все рубежи нашей обороны, последовательно проламывая линию за линией. И только на участке железнодорожного переезда у ДОТа № 309 немцам удалось легко и быстро опрокинуть всю нашу оборону, захватив всего лишь одну её ключевую точку.

Суммируя изложенное нужно признать, что при указанных условиях, оборона Летичевского укрепрайона изначально была обречена на неудачу. Технически не совершенный УР к обороне готов не был, укомплектованного и обученного гарнизона не имел. Войск для его удержания было явно недостаточно. Соединения 12-ой Армии, занявшие УР, были чрезмерно растянуты на огромном фронте. К тому же их боеготовность вследствии потерь, утомления и фактического отсутствия снабжения была довольно низкая.

Со своей стороны противник в полной мере использовал благоприятную для себя ситуацию. Сумел обеспечить классический троекратный перевес на участках прорыва, сосредоточил на них почти все имеющиеся огневые средства. Провёл эффективную разведку, чётко спланировал и успешно реализовал операцию на прорыв нашей обороны. В результате чего Летичевский укрепрайон был взят немецкими войсками всего за 2,5 дня.

Источник: http://ukrepraion.co...go-ukreprajona/

Сообщение отредактировал Hrolv Ganger: 26 сентября 2013 - 03:23

Мир принадлежит тому,
кто храбрее и сильнее

Изображение

#22 Пользователь офлайн   Cергей Mурашов 

  • 147-ая колонна
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Барон
  • Сообщений: 3 584
  • Регистрация: 05 апреля 12
  • Говорить правду
  • Пол:
    Мужчина

Отправлено 26 сентября 2013 - 11:47

Уважаемый, простите, Вы совершенно напрасно тратили время. Лучше бы просто взяли исходные тезисы, и критически прокомментировали каждый из них, так, чтоб стала видна его ошибочность.
А так - что Вы доказали?
Что укрепления - преодолеваются? А кто с этим спорил?
Что недостроенные и невооруженные укрепления - малоэффективны? А кто тут говорил иное?
Что оборона накануне войны вообще была организована из рук вон плохо, бездарно и непрофессионально? Вы уверены, что Вы первый тут об этом?

Или - что укрепления вообще никому никогда не были нужны? Гм?

Тогда у меня есть другой тезис: самой эффективной обороной СССР 22 июня 1941 года была бы немедленная капитуляция. Поспорите?

Поделиться темой:


  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Все права защищены © 2011 - 2020 http://istclub.ru – Сайт "Исторический Клуб"