А́нна Петро́вна (27 января 1708 — 4 марта 1728) — цесаревна, старшая дочь Петра I и Екатерины I.

При рождении Анны её мать, Екатерина I, была ещё просто любовницей Петра I и стала законной женой только через 3 года.23 ноября 1724 Карл Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский подписал контракт на супружество с Анной Петровной. Есть сведения, что Пётр Великий, очень любивший Анну, хотел ей передать российский престол. Бракосочетание герцога с Анной Петровной совершилось уже при Екатерине I — 21 мая 1725 года, в Троицкой церкви на Петербургской стороне. Вскоре герцог был сделан членом вновь учрежденного Верховного тайного совета и вообще стал пользоваться большим влиянием.
Положение герцога изменилось после смерти Екатерины, когда власть почти всецело перешла в руки Меншикова, вознамерившегося женить Петра II на своей дочери. Меншиков поссорился с герцогом Гольштинским, супругу которого не желала видеть на престоле противная Петру II партия, и добился того, что герцог с Анной Петровной оставили Петербург 25 июля 1727 года и уехали в Гольштейн, где в Киле 10 февраля 1728 года, Анна родила сына Карла Петера Ульриха (впоследствии российский император Пётр III).
Анна была для своего времени образованной женщиной, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски. Известно также, что Анна Петровна очень любила детей и отличалась привязанностью к своему племяннику Петру (сыну Алексея Петровича), остававшемуся в тени в царствование Екатерины I.
Анна Петровна умерла едва достигнув двадцатилетнего возраста от родильной горячки. Перед смертью она изъявила желание быть похороненной в Петербурге, рядом с могилой отца в Петропавловском соборе, что и было исполнено 12 ноября.
А́нна Леопо́льдовна (нем. Elisabeth Katharina Christine, Prinzessin von Mecklenburg-Schwerin; 7 декабря 1718, Росток — 19 марта 1746, Холмогоры) — правительница (регентша) Российской империи с 9 ноября 1740 по 25 ноября 1741 при малолетнем императоре Иване VI из Мекленбургского дома. Дочь Карла Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского, и Екатерины Иоанновны. В России с 1722. В 1733 приняла православие.

С 3 июля 1739 супруга Антона Ульриха, герцога Брауншвейг-Люнебургского. Напутственное слово во время венчания было произнесено Амвросием Юшкевичем, а позднее опубликовано в Санкт-Петербурге на русском и латинском языках (впоследствии Елизавета Петровна приказала изъять и уничтожить это издание).
В 1740 родила сына Ивана, наследника престола. В том же году по низложении регента Бирона объявила себя правительницей при младенце-императоре Иоанне VI. При ней государственными делами заведовал Миних, потом Остерман, Головкин. Сын фельдмаршала, обер-гофмейстер Эрнест фон Миних писал об Анне Леопольдовне. Последние пять лет своей жизни бывшая правительница содержалась под стражей в Дюнамюнде и Раненбурге, а потом в Холмогорах, где родила ещё двух сыновей и дочь (см. Брауншвейгское семейство). Умерла в заточении 8 (19) марта 1746, по официальной версии от «огневицы». Её тело было перевезено в столицу и торжественно погребено в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.
Вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 4 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, забрала всю власть, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина/биронщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона. В 1708 году царь Пётр решил выписать царскую фамилию в свою новую столицу — Петербург. 20 апреля (1 мая) 1708 года под Шлиссельбургом царь торжественно встретил своего сына, 18-летнего царевича Алексея; сестер — царевен Феодосию, Марию и Наталью; двух вдовствующих цариц — Марфу Матвеевну (вдову царя Фёдора Алексеевича) и Прасковью Фёдоровну. Вместе с царицей Прасковьей прибыли и племянницы Петра царевны Екатерина, Анна и Прасковья. Пётр под грохот пушек посадил свою семью на яхту и устроил морскую прогулку сначала до Петербурга, а потом в Кронштадт[5]. Это пребывание царской семьи в новой столице не было долгим. Вскоре пришли известия о наступлении шведов и царская семья вернулась в Москву. Окончательно фамилия переселилась в Петербург уже после «Полтавской виктории»[6]. В Петербурге двор царицы Прасковьи Фёдоровны поселился в специально для неё построенном дворце на Московской стороне, ближе к современному Смольному[7]. По требованию Петра I, Анна осталась жить в Митаве (ныне западная часть Латвии) под контролем русского представителя П. М. Бестужева-Рюмина. Он управлял герцогством и долгое время являлся также любовником Анны. Анна дала было согласие на брак с Морицем Саксонским в 1726 году, но под влиянием Меншикова, имевшего виды на курляндское герцогство, брак расстроился. Примерно с этого времени в жизнь Анны вошёл человек, который сохранил на неё огромное влияние до самой её кончины.
В 1718 году на службу в канцелярию вдовствующей герцогини поступил 28-летний курляндский дворянин Эрнест-Иоганн Бюрен, позже присвоивший себе французское герцогское имя Бирона. Он никогда не был конюхом Анны, как иногда утверждали патриотически настроенные литераторы, скоро стал управляющим одного из имений, а в 1727 году полностью заменил Бестужева.
Ходили слухи, что младший сын Бирона Карл Эрнст (родился 11 октября 1728 года) являлся на самом деле его сыном от Анны[13]. Нет никаких прямых доказательств этому, но существует косвенное свидетельство: когда Анна Иоанновна отправилась в январе 1730 года из Митавы в Москву на царство, она взяла этого младенца с собой, хотя сам Бирон с семейством остался в Курляндии.
После смерти Петра II в 1-м часу ночи 19 (30) января 1730 года года высший правящий орган, Верховный тайный совет, начал совещаться о новом государе. Будущее России определяли 7 человек: канцлер Головкин, 4 представителя рода Долгоруких и двое Голицыных (Дмитрий и Михаил). Вице-канцлер Остерман уклонился от обсуждения.Вопрос был непростой — не осталось прямых потомков рода Романовых по мужской линии.
Члены Совета толковали о следующих кандидатах: царевне Елизавете (дочери Петра I), царице-бабке Лопухиной (1-й жене Петра I), герцоге голштинском (был женат на дочери Петра I Анне), княжне Долгорукой (была обручена с Петром II). Екатерина I в своём завещании назвала Елизавету наследницей трона в случае смерти Петра II бездетным, однако об этом не вспоминали. Елизавета отпугивала старых вельмож своей молодостью и непредсказуемостью, также родовитая знать вообще недолюбливала детей Петра I от бывшей служанки и иностранки Екатерины Алексеевны.
Затем по предложению князя Голицына решили обратиться к старшей линии царя Иоанна Алексеевича, бывшего до 1696 года номинальным соправителем Петра I.
Отвергнув замужнюю старшую дочь царя Иоанна Алексеевича, Екатерину, 7 членов Совета выбрали на царство к 8 часам утра его младшую дочь Анну Иоанновну, которая уже 19 лет жила в Курляндии и не имела в России фаворитов и партий, а значит, устроила всех. Анна казалась вельможам послушной и управляемой, не склонной к деспотизму. Пользуясь ситуацией, верховники решили ограничить самодержавную власть в свою пользу, потребовав от Анны подписания определённых условий, так называемых ««Кондиций»». Согласно «Кондициям» реальная власть в России переходила к Верховному тайному совету, а роль монарха сводилась к представительским функциям.
28 января (8 февраля) Анна подписала «Кондиции», согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну или заключать мир, вводить новые подати и налоги, расходовать казну по своему усмотрению, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола.
15 (26) февраля Анна Иоанновна торжественно въехала в Москву, где войска и высшие чины государства в Успенском соборе присягнули государыне. В новой по форме присяге некоторые прежние выражения, означавшие самодержавие, были исключены, однако не было и выражений, которые бы означали новую форму правления, и, главное, не было упомянуто о правах Верховного тайного совета и о подтвержденных императрицей условиях. Перемена состояла в том, что присягали государыне и отечеству.
25 февраля (7 марта) большая группа дворянства (по разным сведениям от 150 до 800 человек), в числе которых было много гвардейских офицеров, явилась во дворец и подала челобитную Анне Иоанновне. В челобитной выражалась просьба императрице совместно с дворянством заново рассмотреть форму правления, которая была бы угодна всему народу. Анна колебалась, но её сестра Екатерина решительно заставила императрицу подписать челобитную. Представители дворянства недолго совещались и в 4 часа дня подали новую челобитную, в которой просили императрицу принять полное самодержавие, а пункты «Кондиций» уничтожить.
Когда Анна спросила одобрения у растерянных верховников на новые условия, те лишь согласно кивнули головами. Как замечает современник: «Счастье их, что они тогда не двинулись с места; если б они показали хоть малейшее неодобрение приговору шляхетства, гвардейцы побросали бы их за окно».[14] В присутствии дворянства Анна Иоанновна разорвала «Кондиции» и своё письмо об их принятии.
1 (12) марта 1730 года народ вторично принёс присягу императрице Анне Иоанновне на условиях полного самодержавия.
Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет, заменив его в следующем году Кабинетом Министров, в состав которого вошли А. И. Остерман, Г. И. Головкин, А. М. Черкасский. Первый год своего правления Анна старалась аккуратно присутствовать на заседаниях Кабинета, но потом совершенно охладела к делам и уже в 1732 году бывала здесь лишь дважды. Постепенно Кабинет приобрёл новые функции, в том числе право издавать законы и указы, что делало его очень похожим на Верховный тайный совет.
В годы правления Анны был отменён указ о единонаследии (1731), учреждён Шляхетский кадетский корпус (1731), ограничена 25 годами служба дворян. Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г. Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси)[15].
В 1730 году учреждена была Канцелярия тайных розыскных дел, сменившая уничтоженный при Петре II Преображенский приказ. В короткий срок она набрала чрезвычайную силу и вскоре сделалась своеобразным символом эпохи.
Внешняя политика в общем продолжала традиции Петра I.
В 1730-х годах началась война за польское наследство.
Осенью 1735 года 40-тыс. корпус генерала Леонтьева, не достигнув Перекопа, повернул обратно. В 1736 года войска под командованием Миниха взяли штурмом Перекоп и заняли столицу ханства Бахчисарай, но потеряв почти половину армии в результате болезней, Миних поспешно покинул Крым. Летом 1736 года крепость Азов успешно взята русскими. В 1737 года удалось взять крепость Очаков. В 1736—1738 годах было разгромлено Крымское ханство.

В 1732 году Анна Иоанновна объявила, что трон наследует потомок по мужской линии её племянницы Елизаветы-Екатерины-Христины, дочери Екатерины Иоанновны, герцогини мекленбургской. Екатерина, родная сестра Анны Иоанновны, была выдана Петром I замуж за мекленбургского герцога Карла-Леопольда, но в 1719 году с годовалой дочерью удалилась от мужа в Россию. Анна Иоанновна следила за племянницей, получившей после крещения в православие имя Анны Леопольдовны, как за своей собственной дочерью, особенно после смерти в 1733 Екатерины Иоанновны.
В июле 1739 году Анну Леопольдовну выдали замуж за герцога брауншвейгского Антона-Ульриха, и в августе 1740 у пары родился сын Иоанн Антонович.
5 (16) октября 1740 года Анна Иоанновна села обедать с Бироном. Вдруг ей стало дурно, она упала без чувств. Болезнь признали опасной. Среди высших сановников начались совещания. Вопрос о престолонаследии был давно решён, своим преемником императрица назвала двухмесячного ребёнка, Иоанна Антоновича. Оставалось решить, кто будет регентом до его совершеннолетия, и Бирон смог собрать голоса в свою пользу.
16 (27) октября с больной императрицей сделался припадок, предвещавший скорую кончину. Анна Иоанновна приказала позвать Остермана и Бирона. В их присутствии она подписала обе бумаги — о наследстве после неё Иоанна Антоновича и о регентстве Бирона.
В 9 часов вечера 17 (28) октября 1740 года Анна Иоанновна скончалась на 48-м году жизни. Врачи причиной смерти объявили подагру в соединении с мочекаменной болезнью. Похоронили её в Петропавловском соборе в Петербурге.
Очень странными и абсолютно алогичными были правления-неправления этих трёх Анн. Тут столько загадок, столько недоговорённостей... Стоит заметить, что именно десятилетнее правление Анны Иоановны и Бироновщина считается сегодня одной из самых неосвещённых глав в Истории Российской Империи.
Есть у меня осторожная версия (скорее гипотеза), что это был один персонаж. Много лет ношу эту версию в голове, вот и решил с Вами обсудить. Очень надеюсь на Ваше участие, друзья...
Давайте посмотрим, что получается:
Анна Петровна - добрачная дочь Петра I. О ней почти ничего не известно, нет ни актов рождения-крещения, ни подробностей жизни при дворе. Таинственным образом, она не восходит на Престол после смерти матери Екатерины II и полностью исчезает со сцены, аккурат перед приходом нового антипетровского режима Петра II
Анна Иоановна - тоже мутный персонаж. Про детство не известно ничего, где-то в германских землях. Делами заведовал Бирон, он фактически и правил
Анна Леопольдоввна - тоже откуда-то из Германии появилась и тут же моментом исчезла. Делами правил Миних, он фактически и правил.
У всех трёх Анн яркие германские корни биографии, мужья немцы, приход и уход со сцены последователен и очень малоосвещённый. Эпоха дворцовых переворотов началась именно в эпоху Трёх Анн. Так что тут в ТИ дело очень мутное. Кроется здесь загадка ВЕЛИКАЯ от Петра I.
Выскажу предположение в свете своих изысканий в Книге "Крушение империи русских царей", что реальный персонаж - это Анна Леопольдовна - дочь Петра I от Анны Монс во время нахождения Петра в Европе. Там Петра знали, как Леопольд I - принц Ангальт-Дессау. Анна Монс- это супруга Леопольда Анна Луиза. Анна Луиза Фёзе — юношеская любовь и впоследствии морганатическая супруга князя Ангальт-Дессау Леопольда I. То есть этот брак не официальный и не законный. Была ли от этого брака дочь Анна? Да, была - Анна Леопольдовна Вильгельмина. Про последнюю нет никакой информации вообще.
Анна Иоановна родилась как раз в 1693 году - во время нахождения Петра в Европе и бурного романа с Анной Монс. Тогда же Леопольд начал тайный роман с Анной Фёзе....
Само существание наслдедников от ненавистного братца Ивана - это алогичный бред. Миф. Пётр I НИКОГДА не оставил бы претендентов на престол от параллельной ветки. Уж коли сына Алексея замочил, то едва ли он сохранил бы некую Анну, дочь Ивана V. Тем более не стал бы Пётр участвовать в браке Анны Иоановны на принце Курляндском в 1710 году. Далее Анна Иоановна якобы на долго уезжает в европу и выплывает аккурат к 1730 году...
По всей видимости Анна Леопольдовна (Анна Петровна) - это незаконно рожденная дочь Петра от брака с Анной Монс (Фёзе). Когда Пётр II был скинут с престола, началась реформация прозападного петровского режима. Тут и выдвинули на престол свою иноземку - дочь Петра Анну Леопольдовну. Понимая, что отчество Леопольдовна не очень приглядно, а отчество Петровна дать не возможно - дочь внебрачная, решили присвоить милое русским отчество от Иоана. Придумали русскую родословную, типа от Вашего последнего русского царя Ивана корни - любите и жалуйте...Ну а править при бутафорской Императрице из германии приехали немецкие дворяне. Всё как при восхождении Петра I.
Такие пока мыслишки...