Давайте-ка попробуем разобраться в таком утверждении Александра Каса :
Александр Кас сказал:
Итак, дань русскому царю по серебру платили серебряными георгталерами. ...Стандартные Георгталеры принимались по 68 копеек.
Естественно, никаких свидетельств, фактов о плате "дани по серебру" георгталерами не приводится, кроме
, увы, мнимого и крайне натянутого отождествления изображения св. Георгия в образе европейского рыцаря с неким русским витязем, грозой латинян Георгием Дмитриевичем "Победоносцем" ...
Не приводится и свидетельств о приеме георгталеров по 68 копеек ...
Единственное свидетельство георгталеров на Руси - в каталоге ефимков Спасского есть 40 мансфельдских талеров, очень интересно смотрится мосоквский Ездец на св. Георгии,
не кажется ли абсурдным ставить на святом изображении Георгия Дмитриевича "Победоносца" московское монетное клеймо? ведь эта монета и так должна приниматься по наивысшему на Руси курсу - аж 68 копеек (напомню, что любские ефимки стоили 50 коп., надчеканка вводила номинал 64 коп., а тут еще БОЛЬШЕ!) ...
Итак, подведем выводы :
1) Св. Георгий на европейских талерах не имеет ничего общества с русскими изображениями Победоносца (наступает справа налево, в рыцарских латах, с мечом).
2) Данные монеты по источникам являются популярными среди военных как амулеты.
3) На Руси георгталеры также подверглись надчеканке в 1655 г. как и все прочие.
4) Не существует никаких данных о плате "дани по серебру" георгталерами да еще по 68 копеек.
5) Обстоятельства чеканки георгталеров прекрасно известны, ничего "загадочного" в них нет.
А теперь посмотрим, что есть по поводу :
Александр Кас сказал:
... нелепо оправдываются, якобы был такой общеевропейский культ Георгия,
Ну, что ж - перейдем к "нелепым" и, очевидно еще и "циничным" данным о существовании общеевропейского (И НЕ ТОЛЬКО!) культа св. Георгия ...
Александр Кас сказал:
Святой Георгий. Рельеф на портале Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На щите Георгия русский великокняжеский герб - Владимирский Лев. Точно такой же, какой мы видели на щите у Дмитрия Солунского. Это однозначно свидетельствует, что Георгий Дмитриевич и Дмитрий были русскими Владимирскими Великими Князьями. Без всяких глупых отговорок о Древней Греции.
Да, уж - а латы европейских рыцарей латинские "крыжи" на щитах западных изображениях св. Георгия однозначно свидетельствуют, что Георгий - латинский рыцарь. Без всяких глцпых отговорок о Древней Греции или средневековой Руси.
При этом Георгиевский собор в Юрьеве-Польском сооружен лишь в середине 13 в. ... Как видим, Георгий Дмитриевич "Победоносец" стал "прославляться" задолго до своего рождения ...
Ладно, немного о культе св. Георгия из доклада священника К.Саймона на проходившей в РПУ конференции "Сорок сороков:святой великомученик Георгий Победоносец" с сайта
http://rpi.su/index....-geraldike.html :
Цитата
О Святом Георгии зачастую говорят как о покровителе многих государств, либо частей государств или ныне исчезнувших королевств и городов-государств в Европе, Азии и Африке... В одном из списков содержатся следующие названия:
страны: Грузия, Англия, Египет, Болгария, Румыния, Эфиопия, Германия, Греция, Индия, Ирак, Ливан, Литва, Мальта, Палестина, Португалия и Сербия;
провинции: Арагон и Каталония в Испании,
города: Генуя, Амерсфорт, Бейрут, Ботосан, Тимисоара, Феррара, Фрейбург им Брейсгау, Крагуевац, Куманово, Модица, Любляна, Престон, Реджио Калабриа, Рио-де-Жанейро, Барселона, Венеция, и, наконец, Москва.
Кроме того, Святой Георгий является покровителем самых разных профессиональных и иных сообществ (работников сельского хозяйства, лучников, мясников, кавалерии, наездников, цыган, рыцарей, мастеров по изготовлению седел, скаутов, пастухов, солдат; а также людей, страдающих различными заболеваниями: герпесом, проказой, чумой, заболеваниями кожи и сифилисом)
Как же популярен Георгий Дмитриевич, да еще у побежденных им латинян ...
Цитата
Эфиопия
Более чем естественно, что Св. Георгий стал заступником Эфиопии. Страна постоянно подвергалась атакам соседей-мусульман и идея о святом покровителе, который к тому же является воином, обладала особой привлекательностью. Сирийские указания на дату мученичества Георгия начинают встречаться с шестого века. ...
Большой каменный храм в Лалибеле, посвященный Св. Георгию, был построен (по преданию – ангелами за одну ночь) в 11 веке после того, как Королю явился Св. Георгий и попросил выстроить посвященную ему церковь.Но почитание святого начало развиваться в Эфиопии только после страшных нашествий армии мусульман Араба Мухаммада Грана, разрушившего церкви и монастыри и превратившего беззащитную страну в пустыню.
Грузия
Еще одним ранним христианским государством, постоянно подвергавшимся атакам неверующих врагов, была Грузия на Кавказе. Ситуация грузин была похожа на ситуацию в Эфиопии, и они также выбрали Св. Георгия своим особым покровителем. Флаг с крестом, который позднее стал называться Георгиевским Крестом (красный равноконечный крест на белом фоне), как считалось, был выбран королем Вахтангом Горгасали после христианизации страны еще в пятом веке....
В это время Св. Георгий был выбран грузинами как покровитель-воин в их битвах с турками-сельджуками, мусульманами, оккупировавшими Анатолию. На одном из изображений Св. Георгий держит щит с надписями, выполненными куфическими арабскими символами. По словам грузинской рукописи, святой святой явился грузинским войскам во время битвы при Дидгори в 1122, когда король Давид повел свою армию против сельджуков и их военачальника Ильгази-бен-Ортока, губернатора Алеппо.[3]
Лидда в Палестине
Кроме того, Св. Георгий считается святым покровителем Палестины и палестинского народа, равно как и города Бейрут и Ливана. Считалось, что Бейрут находится недалеко от того места, где Св. Георгий убил змея (дракона)....Тем не менее самое раннее упоминание о месте захоронения Св. Георгия в Лидде датируется 530 г. и обнаруживается в завещании Феодосия Пилигрима:
…in Diospolim, ubi sanctus Georgius martyrizatus est, ibi et corpus eius et multa mirabilia fiunt…[6]
По всей Святой Земле византийцами были построены и другие церкви, посвященные Св. Георгию: в Иерусалиме, Иерихоне и других местах, но собор в Лидде затмил их, потому что в нем находилась самая значительная часть мощей святого. Позднее этот собор несколько раз перестраивался, сначала Юстинианом, а затем – после его разорения персидскими или арабскими завоевателями, в том числе фанатичным Калифом Хакимом, разрушившим и храм Гроба Господня. Позже крестоносцы перестроили храм на том же месте; благодаря их путешествиям по Палестине и иным местам, связанным с именем Св. Георгия, почитание святого распространилось на латинском западе во времена позднего Средневековья.
Аль Хидр – зеленый человек
Все это подводит нас к вопросу об Аль Кидре. Аль Кидр, быть может – наиболее необычное изменение образа Св. Георгия среди мусульман, равно как и среди палестинских христиан. Его имя буквально означает зеленый, как бы странно это ни звучало. Последнее эхо такого универсального почитания Св. Георгия, возможно, наблюдается в украшении средневековых английских церквей скульптурами зеленого человека, окруженного растениями и располагаемого рядом с другими традиционно почитаемыми святыми. Вероятно, эти необычные скульптуры возникли из-за искаженных легенд об Аль Кидре и из традиционного понимания Св. Георгия, которое принесли на запад крестоносцы.
Запад
Рим и EcclesiaSanctiGeorgiiinVelabris
Св. Георгий не является покровителем Рима, но именно с Вечного города можно начать рассказ о его покровительствезападным странам.
Первое упоминание Св. Георгия Папой, к сожалению, негативно. Но, возможно, это самое раннее официальное упоминание мученика в церковной истории. Оно содержится в хорошо известном эдикте Папы Геласия и его совета 72 епископов, обнародованном в 494 году. Геласий предупреждает против чтения и распространения среди верующих подозрительных актов о мучениках, особенно Георгии, св. Джулитты и Кириака, которые были написаны еретиками и привели к насмешкам, а не к просвещению тех, кто слышал эти акты. Тем не менее, говорит Геласий, эти мученики не останутся без почитания. Церкви следует чтить и почитать и тех мучеников, деяния которых известны только Богу:
Nos tamen cum praedicta Ecclesia omnes martyres, et eorum gloriosos agones, qui Deo magis quam hominibus noti sunt, omni devotione veneramur… [10]
Это означает, что к концу пятого века Св. Георгий был хорошо известен и на Востоке, и на Западе и факт его мученической смерти был искажен из-за наслоений, появившихся, по-видимому, в силу популярности этого мученика и регулярного пересказа его деяний среди верующих.
...флаг Св. Георгия – красный крест на белом фоне. Известно, что Св. Георгий был покровителем византийских рыцарей и что императору Константину Мономаху в одиннадцатом веке принадлежало знамя с изображением Св. Георгия. Св. Георгий был особенно дорог византийской императорской коннице, Bucellari, которая, предположительно, еще раньше (по некоторым утверждениям, с пятого века) использовала штандарт с изображением, позднее названным георгиевским крестом – флаг с пятью красными языками пламени. Это знамя, или штандарт, использовалось на больших церемониях до середины четырнадцатого века. Но мы не знаем точно, как на самом деле выглядел этот флаг и какое на нем было изображение. Возможно, что этот штандарт видели крестоносцы, и впервые он попал в Европу как флаг торговых империй Генуи и Венеции, вторым покровителем которых позже стал Св. Георгий. Другие исследователи подчеркивают, что этот флаг уже использовался генуэзцами в 1096 г., происходит он от так называемого стяга Св. Амвросия и только позднее получил связь со Св. Георгием, после того, как Генуя выбрала его своим покровителем. Тот же стяг использует город Милан, епископом которого был Св. Амвросий. Позднее тот же флаг применяла так называемая Ломбардская Лига, в которую входили и Милан, и Генуя и которой противостоял Фредерик Барбаросса в двенадцатом веке. Весьма вероятно, что именно через Геную, чьи корабли под этим стягом вошли в порты Англии, впервые были принесены знаки, связанные со Св. Георгием, в эту страну, которая позже выбрала его своим первым покровителем. Как пишет Герцог Кентский:
Знамя Св. Георгия, красный крест на белом поле, было использовано Англией и городом Лондоном в 1190 году для своих кораблей, выходивших в Средиземное море, для защиты от генуэзского флота. Английские монархи ежегодно платили Доджу Генуи за это право.[13]
Крестоносцы
Святой Георгий был известен в Западной Европе и до крестовых походов. Но несомненно, что он стал еще более почитаемым святым на западе, когда рассказы о его чудесной помощи, дарованной крестоносцам в нескольких битвах на Святой Землей, распространились по странам Западной Европы. Когда крестоносцы путешествовали по Восточной Европе и Ближнему Востоку, они видели часовни и места, связанные со Св. Георгием на протяжении всего своего пути. Более того, подобно им он был воином, и они чувствовали глубокое родство со святым. Воины во время первого Крестового похода видели величественную церковь в Константинополе, возведенную Константином Великим в честь Св. Георгия. После переправы через Босфор, который византийцы называли Рукой Святого Георгия, крестоносцы входили в Никомидию, где мученик сподобился своего мученического венца. Проходя через Тавр в Западной Каппадокии, они видели места, где, по распространенному мнению, Св. Георгий родился и вырос. В Эдессе и Антиохии крестоносцы многое слышали о великомученике. Наконец, они проходили через Мелитин, Тир и Лидду по пути в Иерусалим, а все эти места связаны со святым. Как считали крестоносцы, именно в Антиохии Св. Георгий вмешался в битву в 1098 году и даровал крестоносцам победу над превосходящими их численностью сарацинами.
И когда была осада Иерусалима, и крестоносцы примерялись к городским стенам, Св. Георгий вновь появился во главе войска ангелов-воинов. В этот раз Георгий был облачен в белые доспехи, украшенные красным крестом – крестом Св. Георгия. Благодарные крестоносцы приписали свою победу его помощи, город был взят в 10-го июля 1099 г.
Призыв «За Святого Георгия» придал крестоносцам новые силы, и они двинулись вперед под знаменами с его символом, красным крестом на белом фоне, впервые использованном Ричардом Первым в качестве символа Британии. С этого времени все воины, вступающие в битву, должны иметь общий девиз и восклицать «Вперед, Святой Георгий» или «На них, Святой Георгий!». Начиная со времен Ричарда Львиное Сердце и до шестнадцатого века Красный Крест Святого Георгия был знаком на вооружении английских солдат. Ричард Второй, сын Черного Принца, и Генри Пятый издали указы, по которым каждый солдат должен носить Красный Крест Св. Георгия в качестве отличительного знака. [14]
Англия
Св. Георгий приобрел такую популярность в Англии, что в девятнадцатом веке английские школьники думали, что Св. Георгий был англичанином и похоронен в Виндзорском замке.
На деле Георгий был известен в Саксонской Англии минимум за три или четыре века до Норманнского завоевания. Его упоминает Беда Достопочтенный уже в седьмом веке. Но после прихода нормандцев и рыцарей-крестоносцев его популярность только возрастает.
Литва
Немногие знают, что Св. Георгий также является святым покровителем Литвы. Возможно, он был изначально главным покровителем, но позднее занял место второго, рядом со Св. Казимиром, которого литовцы затем выбрали своим главным покровителем. Говоря о Литве, мы должны помнить, что литовцы были последними европейцами, принявшими христианство в четырнадцатом веке. Их язычество было хорошо развито и лучше сохранилось, чем язычество славян. Несмотря на усилия Римской католической церкви вытравить язычество, многие обычаи сохранились. Св. Георгий смешивался со старым литовским божеством Пергубисом, богом растительности. В 1615 году католик из римской церкви отмечает, что уже крещеные литовцы предлагают пиво богу Пергубису в день Св. Георгия.
Герб Москвы
Св. Георгий был покровителем и Ярослава Мудрого в Киеве, и его праправнука Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Старшему брату Юрия, Мстиславу Великому, нравилось использовать печать с изображением всадника, поражающего василиска. ....
Сообщение отредактировал Аркан: 26 июля 2013 - 16:11